Пора брать слово антимонопольному комитету

Посещая фабрику «Боримак», Президент говорил о ценах...

Посещая фабрику «Боримак», Президент говорил о ценах. Инфляцию нужно остановить, потому что она больно бьет по кошельку и портит настроение. У любого государства есть набор инструментов для борьбы с ростом цен. Один из самых мощных — антимонопольное регулирование. У нас, откровенно говоря, им пользовались редко и не в полную силу. Но сейчас, сужу по тому, что слышал на «Боримаке», аппетиты монополистов подрежут.


Понятно, что производители поднимают цены не просто так: растут затраты. После девальвации все импортное сырье, ингредиенты подорожали. Но, заходя в магазин, задаюсь простыми вопросами. Вот, например, прилавок с кашами. Всегда с удовольствием беру овсяные хлопья «Экстра» гомельского Новобелицкого комбината хлебопродуктов. Доступно, вкусно, полезно. Только в прошлом году пачка хлопьев стоила 900 рублей. А недавно брал их уже по 4.230.


То есть цена выросла в 4,7 раза! Даже доллар по отношению к рублю рос не так быстро.


И вроде бы овес наш. Откуда такой скачок, непонятно. И ведь хочешь не хочешь — приходится брать. Другого белорусского производителя овсяных хлопьев я на прилавках минских магазинов не видел. Если бы у нас был сильный антимонопольный орган, наверняка у него возникли бы вопросы к гомельскому монополисту.


А вот каким наблюдением поделился замглавы Администрации Президента Андрей Тур. В выходные, кстати, его частенько можно встретить на минском Комаровском рынке. Профессор Тур покупает здесь овощи и фрукты, заодно общается с предпринимателями, щупает, так сказать, реальный пульс экономики. И вот как–то недавно Андрей Николаевич обратил внимание на яблоки. Бабушки выстроились в ряд с яблочными лотками, и у всех одна цена — 16 тысяч за килограмм. В экономической литературе это называется «классический монопольный сговор с целью завышения стоимости». Потому что, стоит отойти в сторону, можно найти яблоки и по 10 тысяч... Пример, конечно, не из особо впечатляющих, но из такой мозаики и образуется общая картина.


Ясно, что антимонопольное регулирование не сводится к борьбе с отдельными алчными продавцами «Комаровки». Разговор сейчас идет о рынке страны. О его крупных игроках, которые смело, если не сказать нагло, диктуют цены покупателям. Государству пора взять эти процессы под контроль. Сделать ценообразование на товарных сегментах с узким кругом участников понятным и прозрачным.


Ведь что получили в этом году? Цены были отпущены, стали свободными. Правительство практически отказалось от «ручного регулирования». Это, казалось бы, шаг в сторону рынка, но он получился довольно неуклюжим. Потому что в странах с развитой рыночной экономикой государство не только позволяет производителям и продавцам самим формировать цены, но и зорко следит, чтобы участники рынка не сговорились между собой, не начали «грабить» покупателей. Госорганы намертво стоят на страже конкуренции, вплоть до принудительного разукрупнения компаний–монополий. Поэтому инфляция там 2 — 3 процента в год.


У нас антимонопольная составляющая выпала. Поэтому в некоторых случаях ценообразование превратилось, образно говоря, в разбой.


Представители бизнеса с президентской оценкой согласны.


Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимателей, говорит, что усиливать надо и антимонопольное законодательство, и сам антимонопольный орган:


— Сегодня это всего лишь несколько сотрудников одного из департаментов Минэкономики. И по одному человеку — в облисполкомах. Они подчиняются одновременно и Минэкономики, и местному руководству. И как вы думаете, будут ли на местах реально бороться с монополизмом, если те, кто должен этим заниматься, в этих исполкомах зарплату получают?


Виктор Маргелов уверен, что нужно создавать отдельный антимонопольный комитет. По его мнению, комитет не должен подчиняться ни исполкомам, ни даже Правительству, а только напрямую Президенту. Тогда борьба с монопольными ценами принесет результат.


— А еще сам бизнес должен поощрять добросовестную конкуренцию. Например, на предприятии, которым я руковожу, есть производство печенья и торговые объекты, — делится личным опытом господин Маргелов. — Понятно, наши магазины брали на реализацию наше печенье. Но потом я увидел, что оно плохо продается, и сказал кондитерам так: если это печенье не будут брать другие торговые сети, то и наша сеть его брать не будет. И сразу же показатели цена — качество на кондитерском производстве улучшились.


Так что конкуренцию надо развивать и внутри бизнес–структур.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter