Попытка № 3

На выборах в Квебеке победили сторонники независимости

На выборах в Квебеке победили сторонники независимости.

В современном мире проблемы сепаратизма затрагивают многие страны. В том числе и самые развитые. Среди них государство с одним из самых высоких уровней жизни в мире – Канада. Этой стране уже не одно десятилетие угрожает раскол по языковому признаку. Потомки французских переселенцев во что бы то ни стало хотят сохранить свою национальную идентичность. Зачастую даже в ущерб экономическому развитию района своего компактного проживания – Квебека. При этом сам Квебек из 400 лет своего существования управлялся Францией всего чуть более 150.

На состоявшихся в начале сентября внеочередных выборах в местный парламент победу одержала сепаратистская Квебекская партия. Ее лидер – 63-летняя Полин Маруа, ставшая первым в истории женщиной-политиком, избранным главой правительства Квебека, – грозится в третий раз за последние 32 года организовать референдум об отделении провинции от Канады. Предыдущие попытки в 1980 и 1995 годах заканчивались неудачей. Причем в последний раз для победы сторонникам независимости не хватило лишь 1 процента!

Падение прежнего правительства квебекских либералов и проведение внеочередных выборов (очередные должны были пройти лишь в 2013 году) были вызваны масштабным социальным кризисом, разразившимся несколько месяцев назад. Поводом для него стало решение правительства на 345 долларов повысить для студентов плату за обучение в вузах. Когда учащиеся провели многочисленные шествия и акции протеста, правительство серьезно ужесточило правила проведения массовых манифестаций. Приняв это решение, либералы лишь еще больше озлобили граждан. Их недовольством воспользовались сепаратисты, сыгравшие на протестных настроениях масс.

Из-за непрекращающихся акций премьер провинции и лидер либералов Жан Шаре решился назначить внеочередные выборы. Примечательно, что переизбраться на них ему так и не удалось, и он объявил об уходе из политики. Тем не менее возглавляемая им сила сумела занять второе место, получив в местном парламенте 50 мандатов из 125. Пришедшие в выборной гонке первыми сепаратисты получили 54 кресла. Третьей финишировала «Коалиция за объединение Квебека», получившая 19 мест. Ее члены в целом разделяют социальные взгляды сепаратистов, однако не выступают за провозглашение независимости. В экономических вопросах КБК позиционирует себя как правоцентристская партия.

Таким образом, говорить о безоговорочной победе сепаратистов не приходится. Для того чтобы претворять в жизнь свои инициативы, им необходимо иметь в парламенте 63 голоса. Во всех ли начинаниях их поддержат члены КБК – большой вопрос. Во всяком случае, в некоторых уже анонсированных Маруа законах они выступят в ее поддержку. В частности, победители уже пообещали отменить новый закон о митингах и ввести обучение в старшей школе только на французском языке. Кроме того, сепаратисты намерены принять закон, согласно которому претендовать на замещение в провинции государственных постов может лишь гражданин, обладающий знанием французского языка. Использование французского в коммерческой деятельности потребуют и от коммерсантов.

Вместе с тем очевидно, что подобные шаги приведут к росту социальной нестабильности и углублению проблем в экономике. Примечательно, что еще накануне голосования, когда по соцопросам стало ясно, что сепаратистам удастся одержать победу, риелторы отметили резкое снижение объемов продаж и цен на недвижимость в Квебеке. Аналогичные процессы происходили и перед прежними приходами во власть сепаратистов. Однако их это, похоже, не пугает.

С чем вряд ли согласятся партнеры квебекцев, так это с их намерением провести в третий за последние три десятилетия референдум о независимости провинции. Официальная программа коалиции обходит вопрос стороной. Маруа в своей победной речи уже говорила о возможной организации подобного плебисцита. Правда, уточнила она, произойдет это в том случае, если она будет уверена в конечной победе.

В целом, по мнению европейских СМИ, победа сепаратистов демонстрирует не возросшую политическую активность жителей провинции, их стремление к независимости, а их неудовлетворенность работой либералов. Тем более что за 17 лет со времени последнего референдума процент сторонников сепаратизма заметно снизился – с 49 до 28 процентов. Впрочем, вопрос о независимости региона своей актуальности в обозримом будущем не потеряет. Вероятно, к нему сепаратисты вернутся после того, как решат вопросы с перераспределением полномочий между центром в вопросах миграционной политики и трудового законодательства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter