Штурмовики, истребители, бомбардировщики, торпедоносцы – в небе над Борисовом часто пролетают самолеты времен Второй мировой войны. Правда, уменьшенные в двенадцать раз. Все дело в том, что здесь живет двукратный чемпион мира по авиамодельному спорту Виктор Трухан. Уж он-то точно знает, что общего у его моделей с «Формулой-1» и как своими руками сделать беспилотник.
В мастерской у Виктора одних только кубков более 30. И это далеко не все - приличные запасы дома и в кабинете у начальства. Сложно подсчитать, сколько раз Виктор поднимался на пьедестал на национальных, европейских и мировых состязаниях.
- В начале 2000-х в стране начали набирать популярность радиоуправляемые модели-копии времен Второй мировой войны. С их участием проводятся воздушные бои, - рассказывает Виктор Трухан.
На каждый самолет крепится двенадцатиметровая ленточка. В небо запускаются от двух до семи аппаратов. Задача - отрубить ленту соперника. Чем больше «отрубов», тем больше очков. Победителя определяют по итогам 4~5 туров и финала.
- Когда готовился к чемпионатам мира 2013 года в Финляндии и 2014 года в Австрии, за один-два месяца провел около ста полетов. Из них 20-30 - групповых, то есть боевых. В бою важны скорость реакции, умение работать с аппаратурой, с микродвигателями. Лучшая тренировка - настольный теннис Он хорошо развивает моторику и быстроту мышления Очень помогает симулятор. Кстати, его появление подхлестнуло молодежь к занятию нашим видом спорта.
Виктор занимается авиамоделизмом большую часть жизни Пришел десятилетним в кружок, а теперь и сам преподает: в секциях при ДОСААФ и при Центре творчества детей и молодежи в Борисове. Радиоинженер по специальности, он собирается получать второе высшее образование -тренерское.
Ученики Виктора Трухана и сами неоднократно становились чемпионами Беларуси.
– Недавно проходила 13-я спартакиада учащихся «Техноспорт». В классе моделей кордового воздушного боя мои воспитанники стали победителями.
К титулованному спортсмену ходят заниматься 30 человек, из которых только три девочки. Некоторые не оставляют этого увлечения, уже став взрослыми.
– Сюда идут дети, которым интересно делать что-то своими руками. По сути, это потенциальные инженеры, конструкторы, – считает тренер. – Они постигают основы построения моделей, пилотирование.
Сначала тренируемся на симуляторе. Потом, когда уже есть какие-то навыки, выходим в поле и летаем на тех моделях, которые ребята сами сделали. Простенький самолет собирают за месяц, занимаясь 2–3 раза в неделю. Каждый месяц, а то и чаще выезжаем на соревнования, которые проводятся в Минске, Борисове, Могилеве, Гомельской области. В этом году планируем съездить на авиамодельный фестиваль в Берестовицу.
На занятиях Виктор Трухан разбирает типичные ошибки:
– Одна из них связана с тем, что дети много играют в компьютерные игры. И когда они держат в руках пульт, получаются резкие, кратковременные движения, имитирующие нажатие на клавишу. А для профессионального управления нужна плавность. Еще многие забывают, что не только взлетать, но и садиться самолет должен против ветра. Но самая большая хитрость – работа. Налет, эксплуатация своей техники, ее отладка. Только так можно добиться хороших результатов.
– Стараемся тренироваться чаще. Но больше 1–2 раз в неделю не получается, да и не нужно. Мы же не только летаем, но и строим свои модели. На начальном этапе без тренера никуда. Он должен направлять как в изготовлении, так и в пилотировании. Меня тренировали Анатолий Алексеевич Пошивалкин и Владимир Петрович Трусов.
А дальше, когда переходишь в воздушный бой, твои тренеры – те спортсмены, с которыми соревнуешься:
– Мы же учимся чему-то друг у друга, перенимаем технологии, маневры.
Многие спортсмены стараются сесть на хвост самолету соперника и атаковать, как это бывает в настоящем авиационном бою.
– Когда мы начинали в 2000-х, основными помощниками были журналы, например, «Моделист-конструктор», «Аэроплан»… Потом много чертежей фото и видео появилось в интернете.
Модель можно сделать из самых разных материалов. Скажем, копия японского истребителя A6M5 Zero
вырезана термопилой из пеноплекса, легкого непористого стройматериала, который просто оклеивать и красить. Этот самолет, оснащенный электродвигателем, может летать со скоростью 80 километров в час. Изготовлен для выступления в Подмосковье на этапе Кубка Европы «Московское небо».
А модель Ил-2 с двигателем внутреннего сгорания разгоняется до 120 километров в час, до 150 – на пикировании. Самолет большой. Крыло из пеноплекса, обклеено шпоном 0,5 миллиметра толщиной. Фюзеляж выполнен по композитной технологии, по которой делают болиды «Формулы-1», с использованием карбона, а также кевлара (он применяется в бронежилетах). На нем Виктор Трухан дважды выигрывал чемпионаты мира.
Виктор причастен к созданию первых белорусских беспилотников:
– Я изготавливал детали и собирал аппарат. Он сделан полностью из композиционных материалов (стеклопластик, углепластик) по современным технологиям. Очень полезный опыт. Все технологии, что мы используем в моделировании, я смог применить для создания чего-то гораздо более масштабного.
Фото Владимира ШЛАПАКА, источник