Велоспорт: где растят чемпионов и кто придет на смену Татьяне Шараковой?

Попробуй догони

Татьяна ШАРАКОВА не устает побеждать. Недавно на пьедестал наша велогонщица поднялась на домашнем этапе Кубка мира. Первом в нынешнем олимпийском сезоне. На Игры еще предстоит отобраться, но, судя по всему, Шараковой это по силам. 2019 год в ее исполнении заметно раздвигает привычные границы человеческих возможностей. Совмещать выступления на треке и шоссе удается многим. Делать это в обстановке постоянного максимального напряжения и необходимости обеспечить результат любой ценой — задача куда более сложная. Оршанская спортсменка справилась. Две медали II Европейских игр, две — с трекового чемпионата Европы и вырванная на последнем этапе шоссейного Мирового тура олимпийская лицензия. Браво!


Теперь еще и бронза домашнего этапа Кубка мира, сил радоваться которой у Татьяны, похоже, не осталось. Ее тренер Любовь Немкова объясняет: психологически выдержать такой марафон гораздо сложнее, чем физически. Но замены у Шараковой нет, а школа в Орше, из которой она когда-то отправилась покорять треки и дороги, осталась лишь в истории.

— Мы, если честно, вообще не ждали, что на первом этапе Кубка мира Таня окажется на пьедестале. Она прошла сложный сезон, везде нужно было давать результат. Сначала на шоссе, чтобы иметь возможность завоевать лицензию. Кстати, там еще вопрос открытый… Потом II Европейские игры, где пришлось и вовсе совмещать шоссе и трек и в обоих видах бороться за место на пьедестале, а это ведь совершенно разная подготовка, другие объемы нагрузок. Потом пришлось «закрывать» чемпионат Европы — две медали. Там выяснилось, что наша команда скатилась на 23-е место в шоссейном рейтинге: «Таня, спасай!» Мы вечером в последний день чемпионата Европы из Нидерландов летим в Китай на «Тур Гуанчжоу». В 6 утра завтрак, в 9 — групповая 145-километровая гонка. День отдыха — и в Беларусь: трек, на носу домашний этап Кубка мира… А ведь у Тани еще маленький ребенок.

— В каком состоянии сейчас Шаракова?

— Она очень ответственная и прекрасно понимает, что, кроме нее, никто эти задачи не решит. Но она не может всю жизнь ездить на велосипеде. А пока выходит, что молодежь тренировалась-тренировалась, но так и не смогла заработать право выступать в Кубке мира. При этом Шаракова, по сути, шоссейница. Обычно через «дорожную» работу она готовилась и к треку. В нынешнем сезоне поначалу решили окончательно перебраться на асфальт. Участвовали во всех гонках, зарабатывали очки, чтобы получить олимпийскую лицензию, но в итоге решили пробовать пробиться в Токио и на треке. Для этого нужно попасть на чемпионат мира, поэтому в ближайшие месяцы планируем зарабатывать квалификационные баллы на гонках в Швейцарии, Германии и Португалии.

— Вы говорите про шоссе, но при этом у Татьяны уйма трековых наград. Выходит, с точки зрения результата трек для нее предпочтительнее?

— На шоссе ей комфортнее, но на Олимпиаде Татьяна бы с удовольствием выступила и на треке. Тем более в Токио сложные погодные условия. Претендовать на шоссейные медали будет очень сложно. На треке — другое дело. Вспомнить даже минский этап Кубка мира. К последнему виду — омниуму — Таня была буквально выжата, понимала, что уступает очень много, но сумела собраться, догнать соперниц на круг, завоевать 20 очков… А когда на чемпионате Европы Шаракова ехала на пике формы, она просто всех разбирала, как на картинке!

— Тане уже 35 лет. При всей ее подготовке нужно прикидывать, кто придет ей на смену в качестве лидера сборной Беларуси.

— Мне сложно говорить, станет ли Олимпиада в Токио для Шараковой последней. Если здоровье позволит, почему бы не поездить еще? Тем более смены ей я пока не вижу. Могу отметить Анну Терех. На II Европейских играх она завоевала медаль в скрэтче. Девушке всего 21 год, но я собираюсь попробовать поставить ее вместе с Шараковой в мэдисон. Об остальных мне судить сложнее. Девушки пока слишком молодые, их хватает максимум на один всплеск в сезоне. Чтобы выбрать потенциально интересных гонщиц, опытному тренеру может хватить одного взгляда, но важно ведь еще собрать тех, из кого можно было бы выбирать. Я в свое время работала в Орше. Когда директор РЦОП Вадим Кривошеев позвал меня в Минск, мне пришлось формировать группу. Брала протоколы соревнований и звала к себе тех, кто оказывался никому не нужен. Год-два — на шоссе девчонки начали зарабатывать очки. Так, например, нашла Аню Терех, Таисию Носкович, Анастасию Киптикову… Сейчас они имеют очки в гонках про-тура.

— Как живет ваша школа в Орше?

— Закрылась. Я давно хотела перебраться работать в Минск, сегодня у меня молодая команда, которой я помогаю расти. На примете есть еще пара девчонок. Но ведь неправильно, что после отъезда одного тренера закрывается целая школа. У нас ведь такое место было хорошее. Через дорогу — средняя школа. Я наладила контакты с директором, завучем. Дети по 30 человек приходили. Я выбирала, растила, передавала дальше: и мастера спорта появлялись, и международники. Очень обидно, что теперь место, где мы работали, пустует. Приезжаю домой — душа болит.

— Почему так получается?

— Я уже возрастной специалист, а молодежи всегда привожу в пример европейские команды, которые приезжают к нам на соревнования. Сколько там тренеров, техников! Никому не приходится, как мне в свое время, быть и тренером, и механиком, и массажистом, и врачом. Важно, чтобы в любом деле была команда единомышленников, которые могли бы сесть за стол, проанализировать результаты, посоветоваться, поделиться мнениями. Только так можно добиться результатов. Молодые тренеры неохотно идут работать в детские школы. Хотя неправильно считать, что детей сейчас не хватает. Даже в Минске ребят полно. Родители сами ведут, готовы деньги платить...

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter