Экипаж Вязовича 13 лет шел к победе в «Шелковом пути» и наконец стал триумфатором престижного ралли-рейда

Попробуй догони

Более пяти тысяч километров по регионам России в изнуряющую жару и под проливными дождями — ралли-рейд «Шелковый путь», в этом году стартовавший в Казани и финишировавший в Москве, для экипажа команды «МАЗ-СПОРТавто» под управлением Сергея Вязовича оказался победным. С этой гонки, говорит пилот, когда-то и начиналась соревновательная история гоночных грузовиков МАЗ. Впервые в «Шелковом пути» они поучаствовали в 2010 году. В последующем дважды становились бронзовыми призерами ралли-рейда, еще раз — серебряными. В этом году Сергей Вязович, штурман Павел Гаранин и механик экипажа Андрей Крагельский победили и вернулись домой с главным трофеем — статуэткой в виде белого тигра. С успешным выступлением команду поздравил Президент Беларуси. «Это очень приятно и неожиданно, что-то из разряда космического. Приятно было узнать, что Президент следит за нашими выступлениями. Я считаю правильным получить поздравление только в случае победы. Да, у нас были значимые подиумы и в прошлые годы, но в этот раз мы выиграли. И приятно, что, как только мы это сделали, Глава государства направил нам свое поздравление», — признался Сергей. 

Фото Silk Way Rally 2023

— Как только участие в «Дакаре» перестало быть для нас возможным, «Шелковый путь» стал основным стартом в сезоне. Особенно с учетом того, что соперник, который много раз побеждал на «Дакаре» — «КАМАЗ-мастер», остался: у нас и сейчас есть возможность соревноваться с ним, развиваться. То, что мы сумели победить его на домашней трассе, безусловно, огромный успех, — говорит Сергей Вязович. — Все основные команды, все ключевые пилоты грузовиков поздравили нас с победой. Сейчас происходит искусственная изоляция российских и белорусских спортсменов, но это никак не влияет на привлекательность соревнований, в которых мы участвуем. 

Составляющих у этого успеха много. По словам Сергея Вязовича, команда была хорошо подготовлена к гонке и очень сильно мотивирована. Без удачи тоже не обошлось. Но она, как говорится, любит сильнейших. В этом году на трассе было меньше участков бездорожья, чем в прошлые сезоны, однако гонка была как никогда быстрой. Павел Гаранин заметил: ему, штурману, пришлось поработать на ралли-рейде над скоростью реакции. Поскольку экипаж Вязовича очень часто ехал первым, нужно было особенно внимательно следить за дорогой, поскольку следов на ней не было — полагаться приходилось исключительно на роудбук. Сергей Вязович не скупится на комплименты для своих коллег: безупречно отработал и Павел Гаранин, не допускавший ошибок, и механик экипажа Андрей Крагельский, который мог вместе с коллегами корпеть над грузовиком до поздней ночи, и огромный коллектив, который трудился над созданием и совершенствованием машины, и не только…


Особую роль сыграла правильная тактика. Сергей Вязович — пилот, которому довелось управлять абсолютно всеми моделями гоночных грузовиков МАЗ. Говорит, что за годы, прошедшие с первых стартов «МАЗ-СПОРТавто» в международных соревнованиях, кардинально изменились и машины, и члены команды:

— Если раньше я гнался за каждым метром, каждой секундой, то теперь выстраиваем стратегию на всю гонку для всех экипажей. В этот раз мы часто вспоминали «Шелковый путь» 2019 года. Тогда мы лидировали, но за два дня до финиша я как пилот допустил фатальную ошибку, и мы разбили грузовик. Всю нынешнюю гонку обещал, что такого подарка соперникам мы больше не сделаем. Рад, что удалось выполнить поставленные задачи и выдержать выбранную стратегию. 

То, что его экипаж победил, Сергей Вязович осознал только после финиша. В ралли-рейдах, в том числе на «Шелковом пути», не раз случалось такое, что лидер терял позицию именно на последнем этапе. 
Фото БЕЛТА

Поэтому до пересечения финишной черты говорить о том, что гонка выиграна, не поворачивается язык. В этом плане мы суеверны. А когда пересек ее, увидел финишный протокол, а судьи подтвердили результат — тогда да, — замечает Сергей. — Какие были эмоции? Первая — облегчение. Пал груз ответственности. У меня он особый, ведь я не только пилот, но и руководитель команды. Я чувствовал ответственность перед командой, заводом, страной. Все знают, что у нашего грузовика есть скорость, возможность выигрывать этапы и оказывать серьезное давление на соперников, но ведь бывало и такое, что могли пойти в неоправданную атаку и совершить ошибку. В этот раз так не делали. Выиграли только один этап, дальше вели тактическую борьбу. 

Машина в этой борьбе не подкачала. Сергей Вязович подчеркивает: спортивные грузовики МАЗ полностью собирают на территории предприятия, в этом задействованы многие цеха завода и предприятия холдинга. При этом от серийной техники в этих машинах практически все — за исключением двигателя и элементов подвески. В этот раз в «Шелковом пути» наши спортивные МАЗы выступали на «Белшине». Перейти на шины отечественного производства решили в прошлом году — как раз после «Шелкового пути». Тот ралли-рейд, вспоминает руководитель команды, получился крайне неудачным из-за постоянного взрыва колес. Экипаж Вязовича прилагал неимоверные усилия, чтобы добраться до пьедестала и занять третье место. А после приезда домой команда обратилась в «Белшину» с просьбой предоставить шины для испытаний. Пробовали несколько моделей, специалисты предприятия выезжали с экипажами на гонки осенью и в апреле. По результатам испытаний заверили, что выбранные шины (к слову, серийные, но подогнанные под условия эксплуатации) выдержат нагрузки, и сдержали слово. 

Сезон у «МАЗ-СПОРТавто» на этом не окончен. В этом году команда планирует принять участие еще в двух этапах чемпионата России, которые пройдут осенью. Правда, за награды этого турнира наши экипажи борьбу не ведут.

К сожалению, в этом году мы не набираем очки в чемпионате России. Позиция Министерства спорта этой страны такова: участниками чемпионата страны могут быть только россияне или обладатели российских лицензий. Мы не являемся ни теми ни другими — мы белорусы, выступающие по лицензии белорусской федерации, — объясняет Вязович. — Но в рамках чемпионата России разыгрывается Евроазиатский кубок — у него отдельный зачет, в котором сейчас мы лидируем.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сергей Вязович, начальник команды «МАЗ-СПОРТавто», пилот:

— Мы сохраняем мотивацию. У нас есть ребята в команде, которые пока не имеют большого количества наград, но обязательно будут героями. Мы к этому стремимся — тренируем, передаем опыт. Наша цель — занять весь пьедестал на гонках такого масштаба, как «Шелковый путь» и «Дакар», который пока нам не доступен. Конечно, мы планируем участвовать в «Дакаре», уверен, это вопрос времени. Даже если на него не попадет наше поколение спортсменов, значит, это сделает следующее. Наша задача воспитать это поколение, оставить конкурентоспособным наш грузовик. Когда МАЗ туда вернется, будет бороться за самые высокие места. 

past@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter