Поправки продиктует жизнь

Эти предложения прозвучали в ходе вчерашнего совещания Президента Беларуси Александра Лукашенко с членами Республиканского совета ректоров высших учебных заведений.


Присутствующие восприняли предложение разгрузить учеников с молчаливым одобрением. Лишь министр образования Александр Радьков слегка смягчил прозвучавшую в адрес его ведомства критику:
— В последние годы процесс обучения стал намного более насыщенным и продуктивным, причем мы на 20 процентов сократили учебные планы. Но претензии о перегрузке принимаем, продолжим работать в этом направлении.
Будь спокоен, абитуриент!
Александр Лукашенко считает, что у тестирования наряду с сильными сторонами есть и определенные недостатки.
— Главный аргумент критиков заключается в том, что с помощью тестов мы, определяя будущих студентов, абсолютно не учитываем все качества абитуриентов. Трудно с этим не согласиться: когда абитуриент сидит перед тобой, вы чувствуете логику его рассуждений. Через тесты это сделать невозможно.
— Мы просим оставить неизменными правила приема в вузы хотя бы на ближайшие год-два, — попросил министр образования. — Они выстраданы и выношены, и благодаря тому, что они есть, порядок приема во все белорусские вузы на 2007 год утвержден еще 1 октября 2006 года.
— При том, что у нас нет сомнений в целесообразности централизованного тестирования, в процедуру вступительных испытаний можно внести небольшие изменения, — возразил ему ректор Белорусского государственного университета Василий Стражев. — Надо разрешить абитуриентам подавать документы в два вуза, это избавит их от ненужного стресса. В 2001 году мы это уже делали, но тогда абитуриентам приходилось дважды сдавать экзамены. Благодаря централизованному тестированию дополнительно ничего сдавать не придется.
Второе предложение ректора БГУ — вернуть ведущим вузам право проводить олимпиады по природоведческим дисциплинам, а победителям этих олимпиад — право пользоваться льготами при поступлении. По его мнению, это лишний шанс для талантливых ребят, которые, по наблюдениям Василия Стражева, чаще всего воспитываются в небогатых семьях и оканчивают сельские школы.
Преподаватель — звучит гордо?
Одной из главных проблем высшего образования Александр Лукашенко считает непростую кадровую ситуацию: у молодых специалистов снижается интерес к научной карьере и преподавательской работе.
— Эта проблема грозит перерасти в системный кризис высшей школы и науки, — заострил внимание присутствующих ректор Белорусского государственного экономического университета, председатель Республиканского совета ректоров Владимир Шимов. — Сегодня 58% докторов наук в государственных вузах пенсионного возраста, 34% из них старше 65 лет. Среди кандидатов наук 34% пенсионеров, причем 15% уже отметили свое 65-летие. Еще хуже ситуация с профессорским составом — более 70% из них пенсионеры. Только 7% белорусских профессоров находятся в возрасте 30—49 лет.
По приведенной Владимиром Шимовым статистике, выпуск из аспирантуры и докторантуры с защитой диссертации в последние годы заметно сократился. Одна из причин — ухудшение качественного состава соискателей. Аспирантуру захлестнул поток “середнячков”, потому что лучшие выпускники вузов ищут себе место в экономике, а не в системе высшего образования.
Без срочного принятия мер на государственном уровне дефицит профессорско-преподавательских кадров вскоре может составить от 20 до 50 процентов. Система мотивации, по мнению председателя Совета ректоров, должна включать весомую стипендию аспирантов и докторантов, достойную зарплату и пенсию кандидатов и докторов наук.
— Мы усилим поддержку профессоров и преподавателей, причем не только в форме денежных доплат, необходимо разработать механизм обеспечения их жильем, — пообещал глава государства и поручил подготовить проект указа о дополнительных мерах поддержки профессорско-преподавательских кадров в первом квартале 2007 года.
Но, подчеркнул Александр Лукашенко, преподаватели вузов должны сами воспитывать себе смену из числа наиболее склонных к науке студентов. За последние десять лет тысячи студентов стали лауреатами и стипендиатами президентских фондов по социальной поддержке одаренной и талантливой молодежи. Это хороший кадровый резерв системы высшего образования.
Справка “НГ”. В Беларуси 43 высших учебных заведения государственной формы собственности и 10 — частной. Количество студентов на 10 тысяч населения — 397 человек, это один из лучших показателей в Европе.

 


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter