Попользуюсь и не верну…

У  белорусского  лизинга  только  две  беды  —  «короткие»  деньги  и  высокий  процент

У  белорусского  лизинга  только  две  беды    «короткие»  деньги  и  высокий  процент 

Весь мир живет в долг. Самое   забавное, что эта сентенция в высшей степени касается не только частного сегмента рынка банковских услуг, но и корпоративного. Цивилизованный бизнес развитых стран давно и с большой охотой пользуется лизингом. При этом у западных компаний даже появился своеобразный психологический предел — $ 50 тыс. Если необходимые товары или оборудование оцениваются меньше этой суммы, их покупают на собственные средства, если выше — исключительно на условиях финансовой аренды. При этом средний срок лизинговых операций составляет 5—10 лет. 

Наверное, первой лизинговой сделкой была передача доисторическим человеком своего копья соседу в обмен на часть добычи. Подобного рода операции осуществлялись во все времена и при всех экономических формациях. При разных названиях суть их была одна: не являясь собственником некоего орудия производства, получить его во временное пользование с оплатой права эксплуатации. Сегодня белорусский рынок лизинговых услуг растет вместе с мировым. Во всяком случае, темпы их роста сопоставимы. По разным оценкам, прирост отечественного рынка составляет от $ 300 млн. до $ 500 млн. в год. При этом львиная доля сделок заключается с компаниями, работающими в строительстве и отрасли международных перевозок. Немалый процент занимает и сельское хозяйство. По оценкам руководителя компании «Промагролизинг» Павла Крупнова, в настоящий момент более 80 % сельскохозяйственной техники, работающей в Минском районе, приобретено при помощи различных лизинговых схем. «Этот финансовый инструмент оказался удобным для наших аграриев, сегодня можно даже говорить об определенной насыщенности рынка сельхозтехники. Скажем, некоторые виды навесного оборудования уже пользуются меньшим спросом среди сельхозорганизаций. Кстати, со следующего года мы подойдем к достаточно важной отметке: по нашим оценкам, около 10 % парка сельхозтехники будет ежегодно обновляться», — констатирует специалист. 

Заказы представителей других отраслей пока носят случайный характер. Впрочем, все более активными становятся сегменты,  «соприкасающиеся» с теми отраслями, которые можно назвать «локомотивами экономики». К примеру, если бурно развивается строительство, то растет и рынок производства стройматериалов. Если растут международные перевозки, то весьма вероятно, что в скором времени в числе клиентов лизингодателей появятся крупные логистические центры. 

Впрочем, эксперты указывают, что по сравнению с другими странами белорусский рынок лизинговых услуг пока выглядит… сиротливо. Даже несмотря на то, что в нашей стране первые лизингодатели начали работать еще в 1991 году — гораздо раньше, чем в России, Украине и Казахстане! Лизинговые операции в общем объеме инвестиций в стране составляют лишь 3—4 % против 25—30% в большинстве развитых стран. В этом отношении нас серьезно опередили даже ближайшие соседи. Например, в России объем лизинга в основной капитал составляет 8,7 %. 

Одной из главных причин слабого развития финансовой аренды в Беларуси большинство экспертов называют дороговизну кредитных ресурсов и малые сроки контрактов. Стандартный договор лизинга заключается на срок от 1 года до 5 лет и предусматривает процентную ставку, объединяющую стоимость банковских кредитных ресурсов и «интерес» лизинговой компании. Последняя цифра на белорусском рынке примерно одинакова — 3—5 %, а вот банковские проценты существенно отличаются. «Самая большая проблема для развития отечественных лизинговых компаний — рост конкуренции со стороны фирм с прибалтийскими и российскими деньгами, активно работающих на белорусском рынке, — считает генеральный директор ЗАО «МазКонтрактЛизинг» Василий Сидорук. — Средняя ставка банковского процента в Беларуси — 12—14 % годовых, а иностранные ресурсы значительно дешевле — 8—10 %». 

«Средневзвешенная» ставка по лизинговым сделкам в Беларуси сегодня составляет 16—17 % годовых. Плюс сумма залога — у отечественных компаний около 30 %, иностранных — 10—15 %. При этом наиболее благоприятными лизинговыми условиями пользуются отнюдь не растущие и не большие фирмы, а крупные частные компании с «раскрученными» брендами. Им охотнее выделяют деньги банки, да и для лизингодателей уже само имя крупной фирмы — хорошая гарантия своевременности и точности расчетов. На свободном рынке доля клиентов из числа предприятий госсектора в лизинговых сделках невелика: около 85 % контрактов заключают частные компании. Хотя в других сегментах, таких, например, как сельхозпроизводство, она может достигать 80 %. Что касается отраслевой структуры рынка, то наиболее популярны сделки с оборудованием (до 70 % общего объема) и недвижимостью (более 20 %). 

В настоящий момент лизинг рассматривается не только как возможность для предприятий приобретать технику и оборудование при недостатке оборотных средств, но и как механизм развития экспорта. Правительство намерено простимулировать продвижение товаров белорусских производителей за рубеж на условиях лизинга. 

Один из пунктов рассматриваемой сегодня Советом Министров Национальной программы развития экспорта на 2006—2010 годы — возможность реализации поставок на таких условиях продукции отечественного машиностроения. Планируется, что ряд белорусских лизинговых компаний будут реализовывать технику на условиях финансовой аренды на российском рынке по ставкам несколько ниже, чем могут предложить местные лизингодатели. При этом планируется, что будет происходить дотирование процентной ставки, то есть разница между объективным и реальным процентом будет покрываться за счет специально созданного фонда. В настоящий момент обсуждаются объемы и номенклатура поставок белорусской продукции. Считается, что в следующем году экспорт продукции отечественных предприятий на условиях лизинга составит около $ 300 млн. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter