Поперек председателю не скажи?

Оно помогает горожанам перебраться на постоянное место жительства в сельскую местность. В 2012 году таких набралось 345 семей.

Бывая в командировках, вижу одну и ту же картину: мельчают наши деревни. Иные и вовсе исчезают с лица земли. Это отнюдь не радостное явление не осталось без внимания государства

Оно помогает горожанам перебраться на постоянное место жительства в сельскую местность. В 2012 году таких набралось 345 семей.

Многие из тех, кто меняет городскую прописку на сельскую, делают это не от хорошей жизни. В основном это безработные. В деревне они надеются трудоустроиться, получить жилье, пусть даже и служебное, начать жизнь, как говорится, с чистого листа. Многим это удается. Но, к сожалению, не всем. Иные, не найдя того, что искали, вновь срываются с места и отправляются в путь за счастливым будущим. Всегда ли эти люди виноваты в том, что с ними происходит?

Три года назад один мой знакомый переселился с женой из столицы в деревню. На работе его, инженера с многолетним стажем, сократили. Устроиться по специальности не удавалось: как узнают, что ему за 50 лет, так от ворот поворот. Жена к тому времени уже вышла на пенсию, вот и решили податься в деревню.

В хозяйстве приезжему предложили должность заведующего гаражом. А после председатель «навесил» еще и обязанности инженера по технике безопасности. И всё — за один оклад. Новичок попытался воспротивиться, но председатель как отрезал: «Или будешь делать то, что скажу, или освобождай служебную квартиру». Раздосадованный новосел обратился за помощью в райсельхозпрод, однако там поддержали руководителя, а не его. Собрали они с женой пожитки и переехали к ее престарелой матери в соседний райцентр.

Конечно, не со всеми, кто переезжает из города на село, случается такое. Есть и обратные примеры. Скажем, в ОАО «СГЦ «Заречье» Рогачевского района приезжим не только выделяют жилье, но и предоставляют возможность приобрести в рассрочку корову, помогают обзавестись другой живностью. Это, считает руководитель сельхозпредприятия Леонтий Сербун, «привязывает» человека к новой местности, помогает поскорее адаптироваться.

Впрочем, каждый случай уникальный по-своему. Но местной власти — райисполкомам и райсельхозпродам, сельсоветам, — уверен, следует более внимательно относиться к обустройству переселившихся, не отдавать все на откуп руководителям хозяйств. Иным из них новому человеку и слова поперек не скажи.

Конечно, и переселенцы бывают разные. Среди них попадаются и такие, кто не хочет трудиться, ведет асоциальный образ жизни. Но в результате из-за того, что обе стороны не могут найти общий язык, более трети всех горожан, переезжающих в деревню, там не задерживаются.

Почему бы в таком случае на законодательном уровне не предусмотреть административной ответственности и для местных властей, и для самих переселенцев за то, что государственные субсидии фактически оказались потраченными впустую? Иначе, считает начальник управления политики занятости Минтрудсоцзащиты Николай Коханов, никакого бюджета не хватит на эти езды-переезды.

Между тем в 2013 году в республике предполагается переселить из города в деревню 252 семьи. С этой целью из госбюджета выделяется 3,2 миллиарда рублей.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter