В галерее "Дом картин" открылась выставка десяти белорусских художников

Попасть в десятку

В художественной галерее «Дом картин» на проспекте Победителей открылась групповая выставка белорусских художников. Отбор произведений, как и авторов, проводил Владимир Назанский. Известный российский искусствовед, представитель одного из самых крупных частных музеев современного искусства — «Эрарта», расположенного в Санкт–Петербурге.

В октябре и ноябре этого года сформированная в Минске экспозиция будет гастролировать в Питере. Взамен к нам прибудет коллекция живописи лучших современных российских художников.

Подготовительная работа началась давно, еще в прошлом году. Г–н Назанский неоднократно приезжал в Беларусь, лично знакомился с нашими живописцами, посещал мастерские, вел переговоры, отбирал.

Выставка получилась не совсем обычная. Возможно, сторонний взгляд и делает ее непохожей и даже, как мне показалось, несколько чужой: все–таки сформирована она с прицелом на привередливого российского зрителя. Вроде и холсты эти раньше видел, и серые стены «Дома картин» уже привычны, и с авторами давно знаком, а воспринимается экспозиция по–новому.

Называется проект звучно: «Ты можешь быть свободным...» Как по мне, так эту фразу можно легко прилепить к любой выставке, будь она посвящена спорту, здоровому образу жизни, путешествиям, празднику урожая, выставке домашних кошек или прилету–отлету птиц. Универсальный лозунг, который, на мой взгляд, если объединяет все на свете, то ничего конструктивного не сообщает.

Понимаю, сложно причесать под одну гребенку разных и непохожих художников, придумать ясную концепцию, одну на всех, позволяющую зрителю как нашему, так и российскому прочесть общее высказывание и удивиться. Кто же будет против свободы? Кому не хочется свободно мыслить, отбрасывая привычное и шаблонное видение, рутинные приемы, легко прочитываемые художественные ходы. Кому не хочется быть вольным и счастливым, высказываться открыто и легко! Ведь каждый мастер уверен в своей неповторимости.

В экспозиции собраны произведения белорусских художников, живущих не только в разных городах, но даже в разных странах. При этом независимо от места проживания каждый из них чувствует свою причастность к происходящему здесь, у нас. И старается говорить о родной земле в своем творчестве. Все участники этой выставки — фигуры вполне самостоятельные, с многочисленными персональными выставками как на родине, так и за рубежом. У каждого изданы каталоги, есть свои многочисленные поклонники. Все они — члены Белорус-ского союза художников, все выпускники наших учебных заведений. И раз уж их время выбрало или г–н Назанский, скажу о каждом из участников проекта пару слов. Возможно, взглянув на фото с их работами, вам захочется увидеть все на выставке своими глазами.

Сергей Гриневич


Сергей Гриневич. «Распятие».

Монументалист по образованию и мышлению с очень широким кругом тем. Его холсты поражают размерами и свободой живописных приемов. Обращается к религиозной тематике, социальной, исторической и так же остро реагирует на происходящее как в жизни одного человека, так и целых сообществ.

Наталья Залозная


Наталья Залозная. «Правый и левый».

Ее живопись сложная, артистичная, постоянно меняющаяся. Для каждой новой темы она изобретает свой технический прием, позволяющий погрузить зрителя в мир своих идей и пластических образов. «Я задаю вопросы и даю ответы самой себе» — говорит художница, втягивая зрителя в странный, иногда навязчивый диалог о чем–то иногда почти неуловимом.

Жанна Капустникова


Жанна Капустникова.  «Сторож райвоенкомата».

Эта экспозиция — самая яркая и броская. Все холсты написаны как стилизация под наивную живопись. Иногда образы вызывают улыбку, иногда заставляют вздрогнуть. Но самое главное, они запоминаются, превращаясь в знаки нашего времени. Она не боится показаться смешной и простой. Ее искусство — для всех! В хорошем смысле. Она иронизирует над стереотипами, над моделями поведения. Ее герой — наш современник, часто трешевый.

Владимир Кондрусевич


Владимир Кондрусевич. «Осадок».

Работает в станковой и монументальной живописи. Автор фресок в костелах Полоцка, Россон, Витебска. В станковой живописи предпочитает рассказывать о состоянии человека в объятиях многоголосого социума. Мне его работы напоминают фантастические фильмы Стенли Кубрика.

Владимир Концедайлов


Владимир Концедайлов. «Ландшафт № 6».

Картины пишет циклами, обращаясь к истории искусств, к классической живописи, рассуждая о философии бытия, изучая опыт ушедших цивилизаций, перекладывая их открытия на язык современной живописи. Его треугольные пейзажи запоминаются, застревая в сознании, как осколки разбитого стекла.

Татьяна Радивилко


Татьяна Радивилко. «Прогулка».

Сдержанная живопись с маленькими человеческими фигурками и распахнутым, словно увиденным из космоса пространством заставляет вспомнить детство. Балкон, высокое дерево, а внизу весь мир... А иногда опять же детство, когда взираешь на мир из–под стола, — и все кажется невероятным, огромным и новым.

Константин Селиханов


Константин Селиханов. «Давид».

Название именно его скульптурной композиции стало девизом выставки. Главный герой — человек без индивидуальности, винтик, составная часть социума, один из многих, но при этом — единственный. Вот на этом парадоксе, позволяющем множество прочтений, построены скульптурные композиции Селиханова.

Иван Семилетов


Иван Семилетов. «Сами по себе».

Самый молодой из десяти участников этой выставки. Его работы напоминают снятые железные двери гаражей, подвалов, трансформаторных будок, испещренных загадочными изображениями, оставленными детьми и взрослыми: где мелом, гвоздем, куском кирпича. Но все сложнее. Художник проводит тщательный отбор, фильтруя и оставляя только то, что работает на нужный образ, что вызывает ассоциации и помогает прочесть тему, заглянуть в его мир.

Игорь Тишин


Игорь Тишин. «Кризис в раю».

Игорь виртуозно создает новую реальность, взяв обычные фотографии и что–то дорисовав, докрасив. Смотришь и удивляешься закрученности и перевернутости самого обыкновенного сюжета. Его работы похожи на невероятно яркие сны. Просыпаешься и пробуешь понять: а что это было, как такое возможно?

Алесь Фалей


Алесь Фалей. «Полет».

Кажется, он единственный из десяти, чья работа уже приобретена и находится в коллекции «Эрарты». Свои экспрессивные композиции художник пишет без предварительных эскизов, отдаваясь интуиции и порыву. В его живописи присутствуют как явные, так и скрытые отсылки к известным художникам современности.

ladzimir@tut.by

P.S. Как говорил Козьма Прутков, если хочешь быть счастливым — будь им! Слово «счастье» можно легко заменить: хочешь быть свободным — будь! По–моему, сейчас наших художников никто ни в чем не ограничивает. Выставляют все, что хотят и где хотят. Но главное — могут. И творят!

Советская Белоруссия № 105 (24987). Суббота, 4 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter