Попали под раздачу

Государственная жилищная политика становится более адресной

Государственная жилищная политика в Беларуси становится более адресной

Изменение условий льготного кредитования при строительстве жилья, закрепленное Указом № 13 от 6 января 2012 года, для многих не стало неожиданностью. Обсуждение проекта документа продолжалось около полугода, что эксперты объясняют неопределенной экономической ситуацией и невозможностью просчитать, в каком объеме государство сможет поддержать население. Подписание указа стало фактически подтверждением того, что жилищная политика в Беларуси изменяется существенным образом: оказываемая помощь становится более адресной.

Право на получение льготного кредита на строительство жилья сохранили такие категории граждан, как военнослужащие, инвалиды с детства I и II группы, многодетные семьи и некоторые другие. Ряды льготников пополнились людьми, проживающими в общежитиях не менее 10 лет, и молодыми семьями, имеющими двух несовершеннолетних детей на дату утверждения списка на получение льготного кредита. В то же время из перечня претендентов исключены граждане, которые ввиду низкого уровня дохода относились к малообеспеченным.

«Однако остается такой скрытый механизм поддержки, на который раньше не обращали особого внимания», — комментирует ситуацию начальник Управления жилищного строительства Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль. Во-первых, за нуждающимися в улучшении жилищных условий остается право на строительство жилья типовых потребительских качеств, стоимость которого значительно ниже рыночных квадратов. И во-вторых, на сегодняшний день АСБ «Беларусбанк» выдает кредиты таким категориям граждан под 31 % годовых при ставке рефинансирования Национального банка 45 % годовых.

«Действительно, произошел поворот в государственной жилищной политике, — продолжает Александр Горваль. — И надо более реально смотреть сегодня на вещи. Раньше семьи, например, начинали строить двух- или трехкомнатную квартиру, но имеющуюся однокомнатную тоже оставляли за собой. Видимо, теперь жилищный фонд придется наращивать другим образом». Кроме того, около 40 % состоящих на учете нуждающихся — это молодые семьи. Ранее они претендовали и на льготный кредит, и на субсидии. «Хорошо, когда у государства были возможности помогать, — поясняет представитель ведомства. — Но ведь молодая семья — это люди самого активного трудоспособного возраста, которые зарабатывают деньги».

Однако эту категорию населения не обошли вниманием разработчики Указа № 13. Согласно документу, если в молодой семье имеются двое детей, то кредит предоставляется под 50 % от ставки рефинансирования Национального банка, а также предусмотрена компенсация в объеме 10 % кредита. Кроме того, при рождении второго и последующих детей на период нахождения одного из родителей в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет предусмотрены так называемые кредитные каникулы, в течение которых выплаты кредита будут приостановлены. Это довольно существенная поддержка.

Указом № 13 вводится положение, согласно которому при расчете размера кредита будет учитываться площадь жилой собственности кредитополучателя и членов его семьи не только в населенном пункте по месту проживания и строительства жилья, но и в целом по Беларуси. В Минске норматив льготно кредитуемой площади снижен с 20 до 15 кв. м на одного человека, за исключением многодетных семей, для которых сохранен прежний норматив. Надо признать, что прежние подходы к социальной поддержке строительства жилья привели к тому, что многие граждане не единожды становились нуждающимися, построив себе и по несколько квартир и вызывая при этом справедливое негодование тех, кто жильем с помощью господдержки не обзавелся, но исправно перечислял в бюджет налоги. На сегодняшний день в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по всей стране стоит почти 870 тысяч человек.

Разработчики документа не исключают, что некоторые граждане могут столкнуться со сложностями при строительстве жилья. «Мы будем учитывать нюансы, которые возникнут в ходе реализации указа, и продолжим работу с этим нормативным актом», — обещает Александр Горваль. Так, в частности, происходило и с Указом № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений», в который постоянно вносились изменения.

Новые подходы к оказанию господдержки при строительстве жилья, несомненно, повлияют на ситуацию в отрасли. До сих пор спрос на «квадраты» для нуждающихся значительно превышал предложение. Некоторое время он по инерции будет оставаться достаточно высоким, ожидают в Минстройархитектуры. Но и объем предложения, запланированный на этот год, для Беларуси не так уж мал — около 4,2 млн. квадратных метров. При этом объемы льготного кредитования и планы по строительству сбалансированы, подчеркивает Александр Горваль. Так, в этом году будет выделено около Br 7,5 трлн. льготных кредитов, из них Br 0,5 трлн. — на условиях банков.

В портфеле заказов строительных организаций жилье занимает около 30 %. Мощности отрасли будут задействованы полностью за счет объектов промышленного и социально-культурного назначения, дорожного строительства, рассказали в Минстройархитектуры. Учитывая, что жилье возводится с минимальной рентабельностью, строительство других объектов в некоторой степени поможет поддержать подрядные организации, которые понесли существенные экономические потери за последний год. Так, индекс потребительских цен составил почти 110 %, в то время как индекс строительно-монтажных работ оказался в 3 раза меньше, что стало результатом сдерживания стоимости жилья. Что касается цен на возводимые жилые «квадраты» в этом году, их динамика будет зависеть от общей экономической ситуации в стране, пояснил Александр Горваль.

Одним из способов сделать жилье более доступным для всех категорий граждан станет снижение метража квартир. Эта тенденция начала проявляться раньше, но теперь, видимо, будет набирать обороты. Это касается и арендного жилья, планы на возведение которого на 2012 год доведены до каждого из регионов. Какие иные инструменты приобретения собственного жилья будут предложены гражданам, которые теперь не могут претендовать на льготные кредиты? Известно, что в Беларуси уже давно разработаны нормативные акты по системе строительных сбережений и ипотеке. Но до тех пор, пока инфляция не снизится до минимальных значений (около 7—8 % годовых), эти механизмы не заработают, поясняют эксперты.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter