Попала ли школа в "десятку"?

О том, что к введению 10-балльной системы оценки знаний все готово, Министерство образования рапортовало еще около года назад.
О том, что к введению 10-балльной системы оценки знаний все готово, Министерство образования рапортовало еще около года назад. В продаже появились дневники с переводной таблицей (чтобы даже самые отсталые бабушки и дедушки запросто могли оценить познания внучат в современном, так сказать, исчислении), а в прессе - материалы (сама писала) о том,

в каком восторге от новшества учителя и ученики, которым посчастливилось ее апробировать. И что же в результате? Учителя

в панике, родители в недоумении, дети в растерянности. Какие там дедушки-бабушки! Оказывается, даже педагоги не в состоянии разобраться во всех этих "поуровневых" заморочках...

"А чего вы от педагогов хотите? - пожимает плечами знакомая учительница. - Пользоваться этой системой нас толком не учили. Каждый толкует ее по своему разумению. Нам, к примеру, завуч объяснила так: если ученик на уроке встал из-за парты, но ничего не ответил - это "0", если встал и заявил, что ничего не выучил, - это уже "1", ну а уж если произнес "имя существительное" - это "2"...

Увы, методическое обеспечение, которым располагают на сегодняшний день многие педагоги, это - два ксереных-перексереных листочка: примерные требования при оценке знаний да интегральная шкала оценки знаний, умений и навыков учащихся. Вот они лежат на моем столе. Там все скупо и лаконично. Скажем, полное воспроизведение программного материала с несущественными ошибками, применение знаний в знакомой ситуации по образцу и т.д. тянет на 6 баллов (бывшая "четверка"). Чтобы получить 9 (бывшая законная "пятерка"), ученик должен свободно оперировать программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнять задания творческого характера. Классная моей племянницы трактует "девятку" так: чтобы программный материал от зубов отскакивал плюс был представлен реферат на 20 - 25 страниц. Как трактуют другие, не знаю, но это круто. "Десятка" - точно для гениев. Что касается контрольных, то педагогам теперь нужно придумывать задания, отвечающие разному уровню сложности (весь годами наработанный дидактический материал смело можно пустить в макулатуру). А если у учителя пять классов на разных параллелях?.. К проверке тетрадей вообще впору компьютер подключать. Родители, даже регулярно заглядывая в дневник, никак не могут понять, как же их ребенок учится: еще хорошо или уже плохо?

Новация вызывает немало и других вопросов. Скажем, хорошо ли, когда есть планка, которую большинство детей заведомо не может взять? Да и насчет ярлыков я бы не была очень оптимистичной: ну, исчезнут двоечники, так, не исключено, появятся нулевые. Полагаете, это лучше?

Вполне допускаю, что 10-балльное новшество в самом деле добавит объективности в оценке знаний, и новая система со временем станет такой же привычной, как и прежняя. Это еще одна попытка влиться в так называемое "цивилизованное" образовательное пространство. Вот только этот процесс все чаще идет в режиме шоковой терапии. Что 10-балльная система, которая для многих оказалась полной неожиданностью. Что переход на пятидневку, когда субботу поначалу объявили семейным днем, а теперь от родителей вполне серьезно требуют объяснительные записки, почему ребенка не было в этот день в школе. С каждым годом прогрессивные нововведения вызывают все меньше оптимизма и у педагогов, и у детей, и у родителей. Оттого ли, что школа по сути своей консервативна? Или просто все устали от перемен, к которым она не готова? Даже если эти перемены, возможно, и к лучшему.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter