Вызов по выдуманному поводу. Из 33 тысяч звонков в минскую милицию около 100 оказываются ложными

«Помогите! Ко мне ломятся инопланетяне»

Если под окном всю ночь веселится компания или сосед в неурочный час включил дрель, кто‑то потянется за берушами, надеясь уснуть, а кто‑то — за телефоном, чтобы набрать 102. Одно дело, когда звонят, чтобы сообщить об административном нарушении. Но отдельные нервные граждане в обычном споре начинают угрожать милицией, на ходу выдумывая несуществующие причины для вызова наряда. Ответить за это им предстоит рублем.


Виталий Апанович, начальник оперативно‑дежурной службы ГУВД Мингорисполкома, рассказывает, что звонки, которые на поверку оказываются выдумкой заявителя, поступают довольно часто. Тем не менее милиционеры должны реагировать и на них: «Мы же не знаем, что вызов изначально ложный, даже если в нем содержится явная выдумка. Помощь должны оказывать всем гражданам». Принимая информацию, инспектор службы милиции 102 тщательно выясняет, когда, где и что случилось, кто принимал участие, даже если понимает, что известие больше походит на сказку. Апанович подчеркивает: большинство сообщений, которые попадают в оперативно‑дежурную службу, оказываются не выдумкой и касаются административных правонарушений. Треть из них проходит по линии ГАИ. Преступления составляют лишь десятую часть. Задача милиции — реагировать на каждый сигнал. Даже когда граждане могли бы справиться сами. «Иногда звонят с информацией о том, что на парковке в авто открыто окно. В этой информации не содержится признаков правонарушения. Но выезд милиционера в данном случае может стать профилактической мерой. Ведь открытое окно может привлечь внимание воров», — рассуждает Апанович. 

Чтобы выбыть на место преступления, оперативникам дается не более 10 минут. Если вызов касается административного правонарушения, у милиции в запасе 25 минут. При этом не имеет значения, насколько серьезное правонарушение было совершено — распитие спиртных напитков, бытовой скандал или мелкое хищение. 


Был хулиган и вдруг исчез

Непридуманная история: жители минской многоэтажки практически каждые летние выходные страдали от шумных компаний, которые с громкой музыкой и руганью собирались на лавочках во дворе. На улице жара, в квартирах — открытые окна. Устав взывать к совести, жильцы решили вызвать милицию. Сергей Король позвонил на 102 первым. Говорит, что немного переживал, ведь ничто не мешало молодым людям при виде наряда попросту скрыться. Тогда получится, что Сергей вызвал подмогу зря? Не совсем так, комментирует Апанович: «Если наряд прибудет на место и не увидит нарушителей, он начнет первым делом разбираться в ситуации: свяжется с заявителем по телефону, уточнит детали. Ведь бывает, что наряд приезжает к одной части дома, а компания совершенно в другой. Но если информация о том, что инцидент действительно был, подтвердится, вызов не будет считаться ложным и никакой ответственности звонивший не понесет». 
«Алло, милиция? Приезжайте срочно, ко мне врываются инопланетяне» — даже на такие звонки на номер 102 милиция вынуждена реагировать.
У нас электричество пропало…

По номеру 102 часто звонят с сообщением, что в доме пропало электричество или, к примеру, случился потоп. «Понятно, что это не наши вопросы. Но надо разбираться в каждой ситуации, — уверен мой собеседник. — Ведь даже в пропавшем электричестве может обнаружиться криминальный след. Бывали случаи, когда один сосед перерезал другому провода за то, что тот слишком шумел». Или вот банальный, казалось бы, случай — залитие жилья. Кто знает, по какой причине кран в запертой квартире оказался не закрыт. Возможно, хозяину в ванной стало плохо. А может, и вовсе имеет место криминал. В любом случае, говорит начальник оперативно‑дежурной службы, обращение требует внимания. И такие вызовы ложными не назовут. 


…а у меня украли телефон, но это не точно 

Детский обман может привести к административному взысканию. По наблюдениям Апановича, ребята нередко скрывают от родителей правду о потерянных или подаренных кому‑либо вещах, рассказывая, что, мол, гаджеты у них забрали или украли одноклассники. «В большинстве случаев оказывается, что на самом деле телефоны никто не похищал. Дети их теряют, сами отдают кому‑либо. Но говорить правду взрослым боятся, поэтому придумывают небылицы. Родители звонят в милицию», — Апанович описывает, что дальше: приезжает наряд и начинает разбираться. Если в процессе проверки окажется, что гаджет не был украден, сообщение признают заведомо ложным. В отношении родителей составят административный протокол и выпишут штраф — от четырех до пятнадцати базовых величин (такое же наказание постигает и других любителей заведомо ложных сообщений). 

Фантазерами выступают и некоторые другие обратившиеся в милицию граждане. Правда, совершеннолетние, но при этом находящиеся в состоянии алкогольного опьянения. Им начинает мерещиться невесть что: взрываются бомбы, незнакомцы с ножами и пистолетами ломятся в двери, инопланетяне проникают в квартиры и похищают продукты питания. Таких звонков, говорит Апанович, немало. 

В ГУВД Мингорисполкома напоминают: ложные сообщения не просто влекут за собой большие траты для правоохранителей. Они отрывают от выполнения своих непосредственных обязанностей десятки людей. А это значит, что тот, кому в ту самую минуту действительно нужна оперативная помощь, может ее не дождаться.

ЦИФРА «СБ» 

В месяц из 33.000 сообщений на номер 102 около 100 оказываются ложными.

isaenok@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter