«Помнить предков — это святое»

Накануне Радуницы мы спросили у известных людей: "Кем были ваши предки и часто ли вы о них вспоминаете?"

На девятый день после Пасхи православные верующие издревле отмечают Радуницу. В этот день заведено поминать умерших людей, навещать и приводить в порядок их могилы. Накануне корреспондент «Р» задал известным в республике людям вопрос: «Кем были ваши предки, часто ли вы о них вспоминаете?». 

Александр ВЕРГУНОВ, актер: 

— Барельеф одного из моих предков висит в Георгиевском зале Кремлевского дворца рядом с барельефом Барклая-де-Толли. Кто он и чем отличился, мне не известно – каюсь. Родной брат Евгений, живущий в Москве, знает нашу генеалогию до седьмого колена. Когда в следующий раз навещу его, обязательно расспрошу все подробно. По материнской линии корни нашего рода уходят в казачество. Видали мои усы? То-то! В Украине есть даже такое лакомство – вергуны. Во времена Столыпинских реформ прадедов сослали обживать Сибирь. Таких, как они, там называли чалдонами, то есть переселенцами с берегов рек Чалый и Дон. Знаю, что дед Константин работал до войны в газете «Правда». Однажды досадная опечатка в материале о вожде мирового пролетариата едва не стоила ему жизни. Тяжелые были времена… 

Сергей ПОПЕРЕЦКИЙ, атаман атаманской сотни Всебелорусского объединения казачества: 

— Каждый уважающий себя казак должен помнить своих предков. Это святое. Мой прадед по отцовской линии Михаил Репко возглавлял епархию в городе Сумы. Его дочь Наталья (моя бабушка) вышла за польского офицера Фокия Поперецкого, чей княжеский род, по одной из версий, берет начало от короля Ягайлы. Во времена раскулачивания и репрессий многие казаки скрывали свое происхождение, уничтожали все документы и отрекались от родовых корней. Беларусь эта напасть затронула в меньшей степени, а вот на Доне в 1937 году горе пришло почти в каждую казачью семью. 

Павел АТРУШКЕВИЧ, столичный пенсионер, в недавнем прошлом – ректор Казахской архитектурно-строительной академии в Алма-Ате: 

— В Казахстане, где я прожил почти 50 лет, люди очень уважают историю своего рода. Знать предков до шестого-седьмого колена – это норма. Вот и я, вернувшись три года назад на родину в Беларусь, задумал восстановить свое родовое древо. По церковным книгам Столбцовщины «докопался» до седьмого колена (конец XVIII века). Оказалось, мои праотцы были обычными земледельцами, жили во владениях Радзивиллов. Удалось даже отыскать их заброшенные могилы. 

Сергей ХОДИН, декан исторического факультета Белорусского государственного университета: 

— Говорят, сапожник чаще всех без сапог. Вот и я посвятил жизнь истории, а дальше пятого колена не заглянул. Возможно, потому, что интерес моих исследований – XX век. По отцовской линии прадед Михаил и прапрадед Прохор были зажиточными крестьянами. В советский период дед Николай чудом спасся от раскулачивания и высылки – ушел на заработки в Украину. По линии бабушки мой прапрадед, поговаривали, был старовером. История его трагической любви даже нашла отражение в одной из легенд Ветковского района, где он жил. Я горжусь своими предками. Они не покидали свою землю даже в трудные времена. Защищали Родину, воспитывали детей. Они заложили где-то внутри меня самое главное — любовь к земле и упорство в труде. В выходные обязательно навещу их могилы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter