Выставка «Археологический памятник: фиксация прошлого в прошлом» открылась в Национальном историческом музее. Возможно, не особо зрелищная на взгляд обывателя — нет в Беларуси ни золота скифов, ни египетских мумий, — однако важная. Создатели экспозиции сконцентрировались на теме находящихся в стране археологических памятников и их сохранности, а также вспомнили первых исследователей, заложивших фундамент науки о прошлом в Беларуси.
Привлечь внимание общественности к сохранению историко-культурного наследия — такую цель ставили себе организаторы. Львиную долю экспозиции составляют фотографии. Многие снимки археологических памятников, сделанные в 1920—1930-е годы, на заре становления белорусской археологии, обнародуются впервые.
Язеп Дроздович. Минск. 1919 г.
— Выставка организована при поддержке гранта Президента Республики Беларусь в культуре и создавалась в рамках музейного проекта «Прошлое имеет будущее: диалог культуры и науки», направленного на то, чтобы популяризовать археологическую науку среди населения, — рассказала куратор проекта Виктория Тарасевич. — В музей приходят люди, которые никак не связаны с этой сферой, важно рассказать им, что такое работа археолога, что такое археологический памятник, как он выглядит на местности. Сегодня в Государственном списке историко-культурных ценностей более 2000 археологических объектов. Они стояли тысячу лет до нас и будут стоять после, но мы, люди, часто наносим им вред.
— Часть экспозиции посвящена художнику Язепу Дроздовичу, который всерьез увлекался археологией, из-за чего его часто ошибочно называют археологом, — обращает внимание Виктория Тарасевич. — Он в своей графике зафиксировал множество археологических памятников и сам занимался поверхностными сборами. Мы показываем некоторые его работы, которые ранее не выставлялись. Например, разрез Свирской горы — в этом местечке есть городище, которое в довоенный период было разрушено, наполовину снесено. Отдыхая в тех местах, Дроздович сделал серию зарисовок городища, две из которых представляют собой то, что археологи называют стратиграфией. Это зарисовка расположения частей культурного слоя, по которым мы устанавливаем датировку: когда люди пришли в эту местность, когда ушли оттуда, были ли там пожары или какие-то иные события — все это определяется с помощью стратиграфического метода, ведь никакая находка без контекста неинтересна. И Дроздович, хотя и не имел профессионального образования, сделал, по сути, стратиграфию — так, как он ее видел.
Фоторепродукция снимка Льва Дашкевича. «Минск, лето 1920 года — над притоком Немиги». В белой рубашке — Язеп Дроздович.
Также впервые демонстрируется часть археологической коллекции художника: скрыни-планшеты, которые он расписывал и где держал свои находки. Таких планшетов в фондах Национального исторического музея хранится четыре.
ovsepyan@sb.by