Помидор краснеет от стыда

Кто диктует правила игры на фруктово–овощном рынке?

Кто диктует правила игры на фруктово–овощном рынке?


Овощи, фрукты, свежая зелень популярны на любом столе. Поэтому на фруктово–овощных рядах большинства рынков оживленно независимо от времени года. Какой путь проделывает, к примеру, яблоко от сада до прилавка — покупателям, по большому счету, неинтересно. Для продавцов же важны два условия — цена и качество. Вряд ли, покупая товар у оптовиков, они задумываются о его происхождении. А зря: реализуя «серый» товар, с которого не уплачены налоги, продавец обкрадывает в том числе и себя. Ведь денег, оседающих в кармане ушлых дельцов, недосчитываются в итоге школы, детсады, больницы...


...37–летнего Николая (имена изменены. — И.М.) на рынке «Бобруйский» знали многие работники прилавка. Некоторые являлись его постоянными покупателями: брали овощи–фрукты мелкими партиями. Никому не было дела до того, что в качестве предпринимателя оптовик не регистрировался. Выдавалась свободная минута — ехал в Минск, в «Ждановичи», за продукцией. Прибыль шла в карман.


Сначала он возил фрукты–овощи на микроавтобусе, затем приобрел грузовик «Мерседес». В прошлом году, устав самостоятельно вести учет, взял в компаньоны 60–летнюю тещу. Пенсионерка, много лет отработавшая кладовщицей в государственной организации, завела даже «приходно–расходные» тетради. Работать «дуэт» стал с еще большим размахом.


И все же, наверное, оба понимали: сколько веревочке ни виться... В марте прошлого года Татьяна, дочь пенсионерки и жена Николая, получила свидетельство индивидуального предпринимателя. Однако налоги со своего «бизнеса» семья по–прежнему не платила, используя документы как прикрытие.


...Изобличали пенсионерку и ее 37–летнего зятя сразу три ведомства: управление департамента финансовых расследований КГК Могилевской области, управление по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями в стратегических направлениях УВД Могилевского облисполкома, управление КГБ по Могилевской области.


При задержании у дельцов были изъяты и обращены в доход государства 8 тонн овощей и фруктов на сумму 8 миллионов рублей, наложен арест на грузовик «Мерседес», которым доставлялся товар. Важным доказательством послужили аккуратные тетрадки пенсионерки: по ним было подсчитано, что только с начала прошлого года незаконный доход семьи составил 1,2 миллиарда рублей. Чистая прибыль, понятное дело, была скромнее...


В отношении обоих возбуждены уголовные дела за незаконную предпринимательскую деятельность. По законодательству всю сумму они должны будут вернуть государству. Причем без учета затрат. Откуда семья возьмет такие огромные деньги? Задуматься об этом надо было гораздо раньше, прежде чем заниматься «серым» бизнесом...


...На фруктово–овощных рядах рынка «Бобруйский» сегодня по–прежнему оживленно. Прилавки после ухода Николая не победнели: на них по–прежнему аккуратно выложены помидоры, огурцы, морковь, салат. Предприимчивые торговцы, быстро сориентировавшись, нашли новых поставщиков. О пенсионерке с зятем теперь даже вспоминают неохотно. Хотя уже доказано, что услугами «дуэта» пользовалось не менее 40 человек.


— Мы торгуем всего второй год, — оправдывается индивидуальный предприниматель Юлия Семенова за себя и свою соседку Татьяну. — Товар покупаем только по безналу, завозим по накладным. Но даже если когда и видели здесь машину Николая, как отличить, «теневой» это грузовик или «официальный» — со склада?!


Большинство торговцев овощами и фруктами вообще не знает, какие претензии у финансовой милиции к теще с зятем. «Фуру, что ли, не растаможили?» — предположил молодой парень.


Директор рынка Георгий Москалев о них ничего не слышал:


— Наше предприятие само торгует фруктами–овощами, которые закупаем официально — у фермеров, других производителей. Кроме того, места на рынке сдаем предпринимателям и частным лицам. Откуда они берут товар, мы не интересуемся.


И только доброжелательная, улыбчивая Светлана Ридевская сказала мне о том, что искренне жалеет Николая. Она продает лук и морковку на рынке как частное лицо. Торгует несколько дней в месяц, уплатив при этом налоги. За товаром с мужем, как и Николай, ездит в «Ждановичи». Там они и встречали «теневика». «Работящий, скромный, не пойму, почему он работал в обход закона», — Светлане жаль, что у ее знакомого так нехорошо все вышло.


Зарегистрировать бизнес сегодня можно за сутки. Почему же тогда, зная о серьезной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, люди идут на неоправданный риск? Заместитель начальника Бобруйского межрайонного отдела департамента финансовых расследований Александр Друзик высказал свою точку зрения: «У зарегистрированного бизнесмена выше затраты, что приводит к увеличению цены, товар становится неконкурентоспособным. Теневые поставщики завоевывают рынок сбыта именно невысокой ценой. Работают, пока не попадутся».


Несложно представить, как относятся к «серым» конкурентам их коллеги, соблюдающие закон... Я позвонила в могилевскую фирму «Савит», имеющую оптовые склады по всей стране. Там не стали скрывать, что работать с каждым днем становится труднее.


— Импортеры плодоовощной продукции из России должны растаможивать свой товар, — поделился своими мыслями учредитель ОДО «Савит» Виталий Нис. — В то же время индивидуальный предприниматель имеет право ввезти фуру овощей или фруктов из России без этой процедуры. Выгодной возможностью пользуются все — и предприниматели, и частные лица. «Ждановичи» чуть ли не на 100 процентов заполнил левый товар.


Стоимость килограмма растаможенных помидоров на складе — 10 тысяч рублей. На рынке их продают в розницу за 9 тысяч! Как такое может быть? Многие мелкие бизнесмены хоть и утверждают, что покупают бананы и помидоры по безналу на складе, на самом деле берут там одну десятую часть товара. Только для того, чтобы получить сертификаты и накладные, а потом по этим же документам «гонят» овощи–фрукты, приобретенные у таких «теневиков», как Николай. Проследить за этим процессом непросто. По оценкам импортеров, теневой рынок фруктов–овощей составляет в стране от 50 до 90 процентов, государство теряет на овощном бизнесе миллионы долларов в виде неуплаченных налогов.


Компетентно


Александр Шаройкин, начальник организационно–инспекторского отдела управления департамента финансовых расследований КГК Могилевской области:


— Одна из основных задач органов финансовых расследований Комитета государственного контроля — обеспечение экономической безопасности страны. Целью нашей работы является не посадить человека за решетку, а вернуть государству то, что было недоплачено и скрыто. А еще — выявить причины, способствовавшие занятию незаконной предпринимательской деятельностью и уклонению от уплаты налогов, будь то несовершенство законодательства или пособничество со стороны отдельных должностных лиц. После этого необходимо выработать комплексные меры по решению проблемы, в том числе совместно с другими контролирующими и правоохранительными органами. Сейчас мы вплотную занялись вопросами фруктово–овощного рынка.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter