Помидор для сеньора

Еще недавно рак предстательной железы занимал скромную 10 — 12–ю строчку в рейтинге онкологических болезней, но последние годы стал стремительно перемещаться вверх...

Еще недавно рак предстательной железы занимал скромную 10 — 12–ю строчку в рейтинге онкологических болезней, но последние годы стал стремительно перемещаться вверх. В странах Западной Европы он добрался уже до 2 — 3–го места, в США вообще лидирует. Мы тоже в русле этой тенденции: так, в Витебской области за прошлый год заболеваемость этим видом рака выросла на 37 процентов. Поскольку часто болезнь диагностируется слишком поздно, треть больных умирает в течение года после постановки диагноза. Можно ли выйти за «красные флажки» среднестатистических нормативов? Можно, и определенные медицинские наработки имеются. Но знают ли об этом пациенты? Понимают ли, что сами в силах многое изменить? Ведь в онкологии почти единственный фактор, на который можно значимо повлиять, — это питание.


Еще Гиппократ мечтал о том, чтобы пища была лекарством. В наше время получается практически наоборот: судя по постоянно растущему числу аптек, скоро лекарства станут нашей пищей. Мы, увы, платим здоровьем за «цивилизованное» питание. Скажем, у китайцев рак предстательной железы встречается гораздо реже, чем у жителей США, но стоит первым пожить в Америке несколько лет и привыкнуть к типично американскому столу, как частота болезни многократно возрастает. Дело в том, что одним из наиболее существенных факторов риска рака простаты являются нарушения обмена веществ. Они развиваются, во–первых, вследствие генетической предрасположенности, а во–вторых, от неправильного питания, когда оно, по сути, превращается в насилие над организмом. И чем больше влияние генетики, тем жестче должны быть требования к рациону.


Одно из наиболее частых обменных нарушений — метаболический синдром, который, помимо многих других проблем (отложения жировой ткани во внутренних органах, повышения артериального давления и др.), характеризуется также понижением чувствительности тканей к инсулину. Это значит: организм вынужден вырабатывать его несколько больше, чем надо, а это приводит к увеличению содержания одной маленькой и неприметной молекулы — инсулиноподобного фактора риска. Связь между ним и раком простаты самая прямая: больше фактора — больше риска.


Еще одно обстоятельство способствует развитию этого вида рака — свободные кислородные радикалы. Да, для борьбы с ними в организме существует специальная система, но иногда она дает сбой. Проще всего восполнить резервы организма в борьбе со свободными радикалами через пищевые вещества, так называемые природные антиоксиданты. Наиболее интересный натуральный компонент, который «убивает сразу двух зайцев», — ликопин. Его антиоксидантные свойства в 2 раза эффективнее, чем у бета–каротина, и на порядок сильнее, чем у витамина Е. Между тем предстательная железа — орган, где концентрация ликопина в организме наиболее высока. Но проблема в том, что в организме ликопин не синтезируется!


Среди растений, употребляемых в пищу, больше всего ликопина в спелых помидорах, выращенных без применения современных тепличных технологий — старым дедовским методом. Ученые склоняются к тому, что здоровая диета должна включать томаты и томатные продукты не менее пяти раз в неделю. Во всяком случае, эпидемиологические исследования, проведенные на примере 14 тысяч мужчин, показали, что у тех из них, кто придерживается этого неписаного правила, заболеваемость раком предстательной железы на 40 процентов меньше, чем у тех, кто ест томаты только один раз в неделю. Немаловажное уточнение: эти исследования проводились среди адвентистов седьмого дня, которые традиционно сводят к минимуму продукты, наиболее опасные в плане развития рака. И представьте, даже в условиях столь жесткой диеты потребление томатов дало выраженный эффект! Позднее эти наблюдения были подтверждены в более масштабных исследованиях, включивших 48 тысяч американцев и канадцев. Оказалось, что из всех растительных продуктов риск рака предстательной железы снижают всего три: сырые помидоры, томатный соус и клубника.


Почему именно ликопин? Он, с одной стороны, надежно обезвреживает кислородные радикалы, а с другой — одновременно препятствует увеличению содержания инсулиноподобного фактора. Более того, томатный порошок эффективно подавлял образование раковых клеток у животных, чей пищевой рацион был «обогащен» канцерогенами. Причем подавлял даже эффективнее, чем чистый ликопин! Судя по всему, в томатах есть и другие полезные вещества, усиливающие противораковый эффект.


Конечно, каждый из нас вправе сам решать, принимать ли безропотно удары судьбы или пытаться что–то изменить в ней. В сравнении с лекарствами и другими «агрессивными» методами лечение, а лучше профилактика диетой — без сомнения, не только самый безвредный и дешевый выход, но и самый приятный. Вспомним Гиппократа: пища может быть лекарством, причем без всяких побочных эффектов.


Александр БИЗУНКОВ, кандидат медицинских наук, Витебский государственный медицинский университет.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter