Помещения не должны пустовать…

Эксперты сделали первые оценки Указа № 518 об аренде

Около 90 % субъектов хозяйствования Беларуси снимают помещения, а потому Указ № 518 от 23 октября «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» практически никого не оставил равнодушным. Сегодня представители делового сообщества делают первые предварительные оценки этого документа.

«Это шаг вперед в правовом регулировании такой сложной сферы, как арендные отношения», — считает заместитель председателя по правовым и общим вопросам РОО «БНПА» Виталий Севрукевич. По его словам, в одном документе достаточно полно регулируется весь спектр вопросов. Деловое сообщество признает положительным факт передачи компетенций по регулированию этой сферы в ведение Совета Министров. «В этом просматривается антимонопольный подход указа», — заметил Виталий Севрукевич. Решена и основная задача документа – снизить валютные риски. «Привязка арендной платы к базовой величине – это один из вариантов решения проблемы, хотя, по нашему мнению, не самый лучший», — поясняет председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. Деловое сообщество настойчиво предлагало установить фиксированные тарифы в белорусских рублях и повышать их с учетом уровня инфляции. Тем не менее базовая величина – более стабильный ориентир, чем курс евро, и Совмин сможет контролировать этот процесс с учетом текущей экономической ситуации, считают некоторые эксперты. Одобрение делового сообщества получило установление понижающего коэффициента для объединений предпринимателей и других общественных организаций. «Кроме того, есть подвижки, связанные с дополнительным льготированием бизнеса в малых городах», — заметил Виктор Маргелов.

Однако «шаг вперед» в регулировании арендных отношений стал не слишком смелым, поясняют представители бизнеса. В частности, недостаточно четко решен вопрос по арендной плате для непроизводственных помещений. «Если человек сидит за столом и изучает конъюнктуру рынков, чтобы лучше продавать товар, разве он не имеет отношения к производству?» — спрашивает председатель Республиканской конфедерации предпринимательства. По его мнению, повышающий коэффициент 3 для размещения таких специалистов «не способствует созданию на арендных площадях атмосферы для развития сбыта, маркетинга, рекламы». В указе также прописана возможность установления коэффициента от 0,5 до 3 на договорной основе – с учетом ценности помещения. Это положение может стать благодатной почвой для развития коррупции, полагают специалисты.

«В целом указ улучшает ситуацию в плане арендных отношений. Да, это шаг вперед, но мы ждали большего, прежде всего относительно производственных помещений в больших городах», — поясняет Виктор Маргелов. Вполне закономерным шагом было бы наделение частных арендодателей более широкими полномочиями в части понижения или повышения ставок аренды (если они не являются монополистами на рынке). Изучение опыта сопредельных стран показывает, что с началом экономического кризиса ставки аренды там резко уменьшились. Для помещений, находящихся в государственной собственности (а таких, по некоторым оценкам, более 80 %), вполне резонно сохранить регулирование на прежнем уровне. Но недвижимость в любом случае не должна пустовать – это ведь дополнительные и неокупаемые затраты на их содержание...

Прямая речь

Эдуард Власов, заместитель директора Центра поддержки предпринимательства ЗАО «Юридическая группа «Интеллект»:

— Мы полагаем, что документ улучшит условия работы для субъектов хозяйствования, урегулирует арендные отношения, позволит применять более прозрачные схемы. Важно отметить, что указ не распространяется на отношения по передаче имущества в финансовую аренду (лизинг). В то же время в документе предусмотрена возможность сдачи в аренду оборудования и транспортных средств, находящихся в государственной собственности.

Новые подходы по ставке арендной платы, проведению аукционов упрощают процедуру заключения договоров аренды. Для тех, кто работает на торговых рынках, определен порядок установления размеров арендной платы на торговых местах, в торговых центрах как государственной, так и частной формы собственности.

В то же время мы считаем, что коэффициент 3, который применяется для площадей, где размещаются руководство предприятия, бухгалтерия, другие службы, слишком высок. Не до конца ясен момент, как определять коэффициент, если на одной площади размещаются и другие специалисты, которые в эту категорию не попадают.

Важно обратить внимание, что все договоры аренды и безвозмездного пользования, заключенные до вступления указа в силу, должны быть приведены в соответствие с этим документом до 31 марта 2010 г., если их действие распространяется на более длительный срок.

Георгий Бадей, председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского:

— В обсуждении проекта указа я участвовал. Положительный момент, который нашел отражение в документе, — уход от привязки к евро. В то же время сохраняется уровень государственного регулирования, который в случае с частными владельцами арендуемых площадей, на мой взгляд, некорректен. Если предприниматель вложил собственные деньги в создание каких-то комплексов, неправильно вмешиваться в его деятельность, диктуя, какими должны быть ставки арендной платы. В данном случае я не говорю про государственные предприятия.

По моему мнению, очень важно проводить взвешенную политику в сфере арендных отношений. Вопрос ведь не в том, чтобы обеспечить как можно больше поступлений от сдачи помещений. Если государство поддержит развитие предпринимательства, обеспечит приемлемый уровень арендных платежей, то вырастут другие поступления в бюджет, прежде всего налоговые. В проекте документа не просматривалась эта мысль – поддержать бизнес, обеспечив его развитие. Поэтому перевод ставок из евро в рубли в целом положительный шаг, но снижение этих ставок не предусмотрено. За первую половину этого года, согласно статистическим данным, затраты субъектов хозяйствования на аренду выросли в полтора раза. Это неправильно, если ставки аренды в Минске сегодня выше уровня Москвы, Берлина, других европейских столиц. Кроме того, не просматриваются в документе такие моменты, как, например, возможность аренды с правом последующего выкупа, что стимулировало бы развитие малого бизнеса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter