Что поменялось в американской политике спустя два года после взятия здания конгресса сторонниками Трампа

Померкший град на холме

Что поменялось в американской политике спустя два года после взятия здания конгресса сторонниками Трампа

6 января 2021 года многотысячная толпа американцев, вполне справедливо считавших прошедшие в конце 2020‑го выборы сфальсифицированными, собралась на масштабный митинг в Вашингтоне. На нем выступили и сам «проигравший» кандидат Дональд Трамп, и несколько его влиятельных единомышленников. В какой-то момент все еще хозяин Белого дома призвал явившихся в столицу из всех уголков Америки демонстрантов пойти маршем на Капитолий — в это время там как раз собирались утверждать итоги выборов.

Найдут каждого

И по сей день достоверно неизвестно, что подвигло толпу на самый настоящий штурм комплекса зданий конгресса.
Сторонники демократов в один голос твердят о том, что именно бывший президент спровоцировал произошедшее, чтобы с помощью бунта вернуть себе утерянное в «честной» борьбе кресло.
Противники же Байдена и его команды выдвигают несколько версий — от спонтанного порыва масс, разозленных фальсификациями, до происков ФБР, чьи провокаторы искусно завели толпу и повели ее на штурм, подставив под удар и непосредственных участников событий, и Трампа, который спустя пару часов уже призывал штурмующих в своем Twitter разойтись.

Финал эпического противостояния в Капитолии известен: демонстранты смогли взять часть комплекса, потеряв пять человек, в том числе ветерана ВВС Эшли Бэббит от огня полицейских, а затем, спустя пару часов, были выдворены подоспевшим спецназом. Какое-то количество бунтовщиков задержали непосредственно 6 января, еще больше было арестовано в ходе масштабных облав, устроенных в разных штатах зимой — весной 2021‑го.
Судебные процессы продолжаются до сих пор, ведь американская машина «правосудия» поставила себе цель найти каждого участника штурма и покарать его. Кто-то получает штрафы от 500 долларов и выше. Однако многие отправляются в тюрьму и смогут покинуть ее еще не скоро.

Подбитая утка

Одновременно с расправой над рядовыми действующими лицами был создан спецкомитет конгресса по расследованию событий 6 января. Как раз к концу минувшего года он завершил свою работу и вскоре, как ожидается, представит официальную картину произошедшего. Нетрудно догадаться, что с большой долей вероятности она будет отражать точку зрения демократов и той части республиканцев, которые отреклись от Трампа и осудили протесты в Вашингтоне.

Однако главного «подозреваемого», как выяснилось 29 декабря, опросить в рамках расследования так и не удалось. В письме адвокату экс-главы Белого дома Дэвиду Уоррингтону глава комитета конгрессмен Бенни Томпсон внезапно сообщил, что отправленная Трампу еще в октябре повестка, которую тот проигнорировал, более не актуальна.

Почему же Трамп, еще осенью считавшийся ключом к разгадке тайны протестов 6 января, внезапно стал бесполезен для следствия? Первую версию выдвинул сам бывший президент в своем аккаунте в соцсети Truth — кстати, его собственном детище, которое получило качественный толчок в развитии именно после штурма Капитолия и блокировки аккаунтов Трампа в ведущих соцсетях.

«Комитет политических головорезов «отозвал» мою повестку в суд в связи с протестом 6 января против фальсификации президентских выборов 2020 года, потому что они знали, что я не сделал ничего плохого, или они собирались проиграть в суде. Возможно, участие ФБР в фальсификации выборов сыграло роль в их решении», — в свойственной ему экспрессивной манере написал экс-президент США.

Впрочем, верить в то, что штатовская система правосудия вдруг решила признать неправоту, не стоит. Скорее всего, отзыв повестки носит сугубо практический смысл или же, наоборот, всякое значение для дела утратил. Тем более что 19 декабря спецкомитет свое решение по Трампу уже вынес: конгрессмены рекомендовали минюсту США возбудить дело против экс-президента сразу по четырем статьям, самой опасной из которых является подстрекательство к мятежу.

Позиции 45‑го президента в той банке с пауками, которую называют американской внутренней политикой, спустя два года после событий в Капитолии неуклонно ослабляются. Если после украденных выборов и попытки остаться у власти консервативные круги США ему сочувствовали и надеялись на возвращение в 2024‑м в главное кресло страны, то теперь ситуация изменилась. Выборы в конгресс, состоявшиеся 8 ноября, не ознаменовались «красным» цунами, как это предсказывали эксперты: сопартийцы Трампа смогли с небольшим перевесом получить большинство в палате представителей, но сенат у «ослов» отбить не удалось. Проблемы у неформальной трампистской группы MAGA были и в битве за губернаторские посты в ряде штатов. Так, например, протеже главы Белого дома в традиционно колеблющейся Пенсильвании Мехмет Оза с треском проиграл демократу Джону Феттерману.
Однако худшим для Трампа за последние два года стала внезапная победа «слона» Рона Десантиса во Флориде. Этот теплый штат считается весьма перспективным для дальнейшего продвижения к вершинам американского политического Олимпа, да и сам Десантис не скрывает амбиций. На митинге после победы он заявил, что только начал бороться, а толпа сторонников скандировала красноречивые «Еще два года».

Призраки гражданской войны

Само американское общество сейчас гораздо более разделено, чем это было до штурма Капитолия 6 января.
Социологические исследования вроде опроса, проведенного Калифорнийским университетом в Дэвисе среди 8620 респондентов, показывают: более половины американцев считают, что в ближайшие годы страну ждет вторая гражданская война.
Как отметили авторы итогового отчета, было выявлено «растущее отчуждение и недоверие к американскому демократическому обществу и его институтам».
18 процентов опрошенных также сказали, что во время политических конфликтов собираются взять с собой огнестрельное оружие, а 4 процента изъявили готовность его применять.
Причины таких настроений лежат на поверхности. Администрация Байдена не сделала ничего, чтобы преодолеть раскол в обществе, а только усугубила его, заклеймив своих противников «внутренними террористами» и обрушив на них всю мощь спецслужб и подконтрольных демократам СМИ.
Улучшить экономическую ситуацию также не удалось — этим летом цена на топливо взлетела до небес, что для американцев, привыкших к большим и мощным автомобилям, стало очередным шоком.
Проблема нелегальных мигрантов, особенно в южных штатах, вообще новой администрацией замалчивается. Если Трамп сделал ее одним из краеугольных камней своей программы внутренней политики, то Байден предпочитает полностью игнорировать вопрос. Борьбой с толпами нелегалов, которые тянутся через мексиканскую границу, занимаются на местном уровне, но, чтобы остановить человеческий поток такой силы, нужны федеральные усилия.

Однако, вместо того чтобы обращать внимание на действительно значимые вопросы, пришедшие к власти демократы на внутреннем фронте продолжают заигрывания с BLM и ЛГБТ, давая все больше прав откровенным маргиналам и извращенцам, а доминантой внешнего контура политики США стало противостояние России и Китаю, «успехи» в котором тоже не добавляют очков команде Байдена.

Если в начале СВО большинство американцев поддерживало отправку помощи Украине, то по мере затягивания конфликта и открытия общественности неприглядных фактов нецелевого использования финансов и разворовывания оружейных поставок стал расти процент тех, кто требует или строго контролировать каждый поступающий Киеву цент или вовсе прекратить поставки.
Экономическая и политическая нестабильность вкупе с незажившими ранами 6 января провоцируют рост популярности радикальных движений в США. С одной стороны выступают придерживающиеся левых идей активисты различных афроамериканских движений, агрессивные поборники мультикультурализма и толерантности, с другого полюса им противостоят консерваторы и крайне правые, искренне считающие происходящее прологом к расовой войне.
Полярность американского общества в последнее время все чаще выплескивается наружу: то рэпер Канье Уэст назовет Гитлера хорошим парнем за изобретение микрофона и автобана и призовет евреев простить его, то прогремит очередной скандал из-за участия трансвеститов в детском рождественском шоу.
Пожалуй, одними из немногих, кто вернулся после 6 января в зону комфорта, стали члены Движения ополчения. Идеология децентрализованных обособленных групп правых, являющихся горячими сторонниками Второй поправки, всегда предполагала наличие всемирного заговора и вследствие этого ненависть к правительству США, которое якобы способствует планам евреев, масонов или кого-либо другого: ячейки ополченцев расходятся во взглядах. Когда у власти находился Трамп, суровые ребята с автоматами из глубинки чувствовали себя неуютно: вроде бы в Белом доме свой человек, но он не предпринимает никаких действий для раскрытия заговора. А вот когда в Овальный кабинет въехал Джо Байден с его странным поведением и не менее странными идеями в области внутренней и внешней политики, у активистов ополчения все вновь встало на свои места.
В целом штурм Капитолия стал не столько исторической вехой, сколько одним из ярких, зримых символов падения американской гегемонии, таким же, как бесславное бегство штатовских вояк из Афганистана восемью месяцами позднее.
Безжалостные репрессии в отношении участников протеста против украденных выборов продемонстрировали двуличие Запада: буквально несколькими месяцами ранее против Беларуси, боровшейся с попыткой госпереворота, были введены всевозможные санкции, а когда простые американцы попытались отстоять свои избирательные права, то против них использовали и боевое оружие, и газ, и резиновые палки.

После 6 января мир увидел, что сияние града на холме померкло, а мировой жандарм, функции которого приватизировали США, не может контролировать даже ситуацию в собственной столице. Что уж говорить о других странах…

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Штурм американского конгресса, осуществленный 6 января 2021 года, может повториться, однако правоохранительные органы готовы к потенциальному нападению. Об этом говорится в распространенном в понедельник письменном заявлении начальника полиции Капитолия Томаса Менджера:

«В условиях поляризованного состояния нашей страны нападение, подобное тому, которому мы подверглись 6 января 2021 года, может быть предпринято снова. Если произойдет немыслимое, мы будем готовы… Сейчас обстановка в контексте угроз, особенно в отношении выборных должностных лиц, требует постоянной и повышенной бдительности. Мы сделаем все возможное, чтобы выполнить нашу цель».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter