Поматросил — и бросил? Сотрудники природоохранных служб обнаружили в наших реках и водоемах более ста “подводных” лодок.

Три года назад в Березинском районе один из белорусских дайверов, погрузившись на дно заполненного водой карьера, не смог подняться наверх. Смертельным капканом для него стала затопленная баржа. В последнее время затонувшие плавательные средства стали причиной целого ряда несчастных случаев, пусть и не таких трагических, но все же заставляющих обратить серьезное внимание на эту проблему.

Опасные “топляки”

По поручению министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимира Цалко территориальные структуры Минприроды обследовали водные объекты. В результате было выявлено 109 бесхозных плавательных средств, большинство из них (79) — деревянные лодки, которые в затопленном состоянии не утрачивают способность передвигаться, и подчас появляются в самых неожиданных местах, преподнося неприятные сюрпризы купальщикам и рыболовам. Еще более опасны затопленные металлические плавсредства.
Среди выявленных “топляков” — понтоны, баржи, буксиры, катера, паромы и даже теплоходы. Все эти крупногабаритные находки опасны не только для человека, но и для природы. Например, какая-нибудь баржа способна внести коррективы даже в гидрологический режим реки: из-за появившегося подводного препятствия снижается скорость течения, часто в этом месте образуются наносы песка и ила. В итоге река может поменять русло, начать петлять, мельчать.
Кроме того, затопленные металлические катера, лодки или баржи на протяжении долгого времени загрязняют окружающую среду, выделяя в воду вредные вещества в виде остатков машинного масла, топлива, краски.

Кто в ответе?

Все найденные бесхозные плавательные средства в течение 2010—2011 годов планируется поднять из воды и утилизировать. В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Республики Беларусь “подъем, удаление и (или) уничтожение затонувшего имущества являются обязанностью лица, виновного в затоплении имущества, а при его отсутствии — обязанностью собственника”. К слову, чистоту водных путей, согласно законодательству, должно блюсти Министерство транспорта и коммуникаций. В других местах это относится к компетенции местных исполнительных и распорядительных органов, призванных следить за своевременной утилизацией плавсредств.
Некоторые плавсредства долго пробыли под водой, начали разрушаться, а на многих лодках и вовсе нет регистрационных номеров, без которых установить владельца крайне сложно. Однако совместными усилиями территориальных органов Минприроды, исполкомов и предприятий внутреннего водного транспорта, а также благодаря информации местных жителей уже удалось установить принадлежность тридцати плавательных средств. Их владельцы обязаны поднять из воды и утилизировать лодки за свой счет. В противном случае им придется нести ответственность перед законом.
Специалисты Минприроды заверили, что отныне будут держать ситуацию на особом контроле. Так что владельцам брошенных на произвол судьбы плавсредств лучше побыстрее принять меры к их ликвидации: и перед законом чисты останутся, и потенциальную угрозу природе и человеку устранят.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter