Правительство отпустило цены в свободное плавание: как такое решение скажется на покупателях?

Польза и вред от «социального» молока

В очередной раз пересмотрен перечень социально значимых товаров и услуг, цены и тарифы на которые регулируются государством. Такие нормы содержатся в постановлении Совмина № 8 от 11 января 2016 года. Считается, что новые нормы сделают ценовую политику производителей гибче. Но вот самый главный вопрос: как скажется такое решение на покупателях, не придется ли нам столкнуться с ростом цен в магазинах?


Из списка социальных товаров, цены на которые регулировались Минторгом, исключили все позиции.

— С учетом представленного широкого ассортимента продукции разного ценового сегмента на рынке и конкуренции среди производителей в настоящее время отсутствует необходимость в ценовом регулировании на постоянной основе ряда продовольственных товаров: хлеба, мяса, яйца куриного, молочных продуктов, детского питания, — уточнили в пресс–службе Правительства. Также из списка исчез и ряд оказываемых населению услуг. Например, тарифы на профилактические и обязательные медосмотры граждан. В Совмине справедливо решили, что все равно оплату за их прохождение обычно осуществляют не сами работники, а предприятия, на которых они трудятся.

Впрочем, вольницу ценам на социально значимые товары дали с небольшой оговоркой: Минторг все–таки будет иметь право регулировать их, но не более 90 дней в течение одного года. Это делается для того, чтобы в случае неправомерного задирания «ценников» производителями и в рознице иметь возможность оперативно на это отреагировать.

Впервые Правительство решило отпустить цены на свободу еще в 2011–м, руководствуясь принципом, изложенным в президентской Директиве № 4 о том, что «конкуренция должна быть везде, где это возможно, а государственное регулирование — только там, где это необходимо». Позже выяснилось, что этот шаг реально спас производителей и торговлю от разорения. Если бы предприятия в условиях девальвации рубля не имели возможности самостоятельно устанавливать цены, им пришлось бы туго. Однако позже государству пришлось все же пойти на попятную, оно опасалось за тех, кто относится к наиболее уязвимым слоям населения. Правительство решило ограничить рост цен по трем десяткам наиболее чувствительных позиций — в основном по продовольственным товарам первой необходимости. Но со временем и этот список изрядно сократился — до недавнего времени в нем было всего 9 позиций.

Кстати, понятие «социально значимый продукт» для населения приходилось постоянно расшифровывать. Многие удивлялись, узнав, что государство у нас регулировало лишь цену несдобных батонов да ржаного хлеба в кирпичиках, выпекаемого по самой простой рецептуре без добавок. А вот остальные сорта, в том числе и любимые многими «Нарочанский» или «Бородинский», — это уже свободный рынок хлебопродуктов. Так в большинстве сфер, например, «социальное» молоко — это продукт с полуторапроцентной жирностью, производство которого молочным комбинатам невыгодно. Получается так: само по себе госрегулирование затрагивало узкий сегмент внутреннего рынка, но убытки внутри этого сегмента производители несли нешуточные.

Предыдущий опыт говорит о том, что производители, которых больше никто не сдерживает, могут попытаться приподнять цены на свою продукцию. Но скорее всего, делать этого они не станут — ситуация на рынке сейчас такова, что высокими ценами покупателя можно лишь отпугнуть. Решать все будет конкуренция.

С другой стороны, нельзя не признать — постановление № 8 подписано в русле рекомендаций международных организаций, а также обязательств, взятых на себя Беларусью в ЕАЭС. В свое время страны таможенной пятерки подписали соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, которое установило общие правила игры на ценовом поле рынка продовольствия.

Точка зрения

Виктор Маргелов, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства:

— Думаю, что роста цен в связи с отменой госрегулирования бояться не стоит. Они, скорее всего, в среднем останутся такими же. Хотя не исключаю, что некоторые мелкие магазины примут новую стратегию работы «на наценке». Потому что у них штучные продажи, оборота нет, а издержки — большие. Поэтому появится соблазн цены поднять.

Что меня волнует больше, теперь может получиться такая ситуация: производители поднимут цены для всех, а потом крупным сетям будут делать скидки. Народ, конечно, до поры до времени будет радоваться, что в больших магазинах все очень дешево, но мелкий ретейл в этой ситуации будет чувствовать себя не очень хорошо. Да, подобная «деятельность» запрещена законом о госрегулировании торговли, но пока за те два года, что он действует, дополнения в административный кодекс, предусматривающие наказание за нарушения этого пункта, не приняты.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 6 (24888). Четверг, 14 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter