Полюса возможностей и интересов

Чем сегодня удивляет ЮАР и какую выгоду можно извлечь из сотрудничества с “радужной страной”?

Чем сегодня удивляет ЮАР и какую выгоду можно извлечь из сотрудничества с “радужной страной”?

На другом от Европы конце мира, в другом полушарии расположена удивительная страна, сотрудничество с которой способно принести немалые дивиденды любому государству.  И  Беларусь в этом плане – не исключение. Такой вывод напрашивается после недавнего визита в Минск министра международных связей и сотрудничества Южно-Африканской Республики Маите Нкоана-Машабане. 

Эксперты часто называют 50-миллионную ЮАР “радужной страной” контрастов. И не только потому, что в ней как в спектре радуги можно увидеть все природные краски: пустыни и субтропики, заснеженные горные вершины и пляжи Индийского океана, богатый и разнообразный животный мир, уникальные растения, интереснейшие национальные парки. Только вдумайтесь: в современной ЮАР государственными признаны сразу одиннадцать языков, в силу этого страна имеет столько же официальных названий.

Но что бесспорно признается всеми, так это ведущая роль ЮАР на континенте. Удельный вес валового внутреннего продукта государства в совокупном ВВП Африки превышает 25 процентов. Сам за себя говорит и тот факт, что эта страна наряду с Россией, Китаем, Индией и Бразилией входит в состав влиятельной международной организации быстроразвивающихся стран – БРИКС. Несмотря на ряд пока нерешенных экономических проблем (высокий уровень безработицы, зарегулированность рынка труда, наследие апартеида), ЮАР в последние десятилетия, безусловно, смогла добиться определенных успехов, особенно на фоне соседних стран. И признанием этих достижений со стороны мирового сообщества можно считать проведение в Южной Африке чемпионата мира по футболу в 2010 году.

ЮАР слывет крупнейшим поставщиком на мировой рынок фруктов, вина и табачного сырья. Но главным фактором экономического роста страны стали богатейшие запасы минеральных ресурсов. По некоторым оценкам, их стоимость достигает 2,5 триллиона долларов. ЮАР занимает первое место в мире по добыче золота, имеет крупнейшие на планете запасы платины (85 процентов от мировых), славится богатыми месторождениями алмазов, никеля, свинца, цинка, урана, железной руды и каменного угля.

Валютная выручка от продажи запасов минерального сырья плюс допуск к разработке месторождений иностранных инвесторов на привлекательных условиях способствовали привлечению в реальный сектор южноафриканской экономики большого объема зарубежного капитала. Например, в автомобилестроении присутствуют такие бренды, как  Daimler, Audi, Volkswagen, Toyota, Ford, Tata. Отечественные бизнесмены и компании с мировым именем активно используют внутренний рынок в качестве трамплина для прыжка на развивающиеся рынки других стран континента. Этим преимуществом может воспользоваться и белорусский бизнес.

Дипломатическим отношениям Беларуси и ЮАР уже двадцать лет. И если политический диалог Минска и Претории довольно продвинут, то в плане экономического взаимодействия оба государства только в начале пути. Товарооборот в 30 миллионов долларов явно не отражает потенциала сотрудничества, тем более если учесть взаимодополняемость экономик двух стран, подчеркнул Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с  Маите Нкоана-Машабане.

В последнее время наблюдается стабильный спрос в ЮАР на крупногабаритные шины белорусского производства. Разработка месторождений минеральных ресурсов стимулировала интерес к высокопроизводительной технике БелАЗа. Еще три года назад белорусское предприятие выиграло несколько тендеров на поставку карьерных самосвалов в ЮАР. Кроме того, на южноафриканском рынке востребована и белорусская сельхоз-продукция. Климат и географические особенности ЮАР не способствуют высокой урожайности сельскохозяйственных культур. Для повышения плодородия почв и высокого качества их обработки используются калийные удобрения и тракторы белорусского производства.

На состоявшихся в Минске встречах были четко определены те направления сотрудничества, где есть потенциал для развития взаимодействия. Продолжение диалога не за горами. Уже в следующем году в Минске с визитом ждут Президента ЮАР, что, несомненно, придаст дополнительный стимул развитию двусторонних отношений.

Представители 36 ведущих компаний Вьетнама прибыли в Минск для переговоров о совместном бизнесе с белорусскими партнерами. А недавно правительственная делегация Беларуси вернулась из Монголии. Что увидели, чему удивились и о чем договорились чиновники и бизнесмены?

О новых проектах, контактах и контрактах “СВ” рассказал заместитель министра промышленности Беларуси Александр ОГОРОДНИКОВ.

– Александр Сергеевич, сегодня в Минске открывается масштабный белорусско-вьетнамский бизнес-форум. Чего вы ждете от этой встречи и чем нам интересен далекий Вьетнам?

– Это страна с огромными человеческими ресурсами, где проживают более 90 миллионов человек. Беларусь готова многое предложить им в части готовой продукции, технологий, опыта. Во Вьетнаме уже создано сборочное производство автомобилей МАЗ, поставлено 800 машинокомплектов по девяти моделям этой техники. На очереди реализация второго контракта на 900 машинокомплектов.

У нас давние отношения с Вьетнамом по поставкам тракторов. Кстати, это единственная страна в мире, на деньгах которой изображен белорусский трактор. Там много горнорудных и угольных шахт, так что есть где развернуться еще одному нашему гиганту – БелАЗу.

Конечно, страна для нас не-близкая, к тому же рядом находятся Китай, Южная Корея, Япония. Но во Вьетнаме, как и в Монголии, много людей, которые учились в бывшем СССР, прекрасно говорят по-русски, а в бизнесе простота в общении, взаимопонимание порой ценятся больше, чем конечная прибыль.

– Кстати, о Монголии. Что вас больше всего удивило, впечатлило во время поездки в эту страну?

– Наверное, те разительные преобразования, которые видны на примере столицы Улан-Батора. Страна совершила невероятный скачок. Современные небоскребы, офисы, на улицах огромное количество автомобилей, в том числе новых. В то же время Монголию можно назвать страной контрастов. В окрестностях города много разбитых дорог, старых домов, давно не видевших краски. Но сегодня инвестиции направляются прежде всего в те сферы экономики, которые лучше всего развиваются, а получаемая прибыль инвестируется в отстающие отрасли.

– Природа не обидела Монголию полезными ископаемыми. В ее недрах богатейшие запасы золота, меди, серебра, олова, цинка, каменного угля. Будем ли мы участвовать в их добыче?

– Соглашения такие были, но нам нужно с этим вопросом очень спешить. Потому что там уже работают россияне, китайцы, австралийцы, англичане, и  места остается все меньше. Мы заинтересованы, например, в добыче каменного угля, но для этого нужно отрабатывать логистические цепочки, чтобы их уголь был сопоставим по ценовой конкуренции с российским.

Здесь важен комплексный процесс, начиная от разведки месторождений, их разработки, добычи ресурсов и реализации конечной продукции. Только в таком виде мы сможем быть интересными партнерами друг для друга.

– Какие интересные проекты удалось согласовать и продвинуть во время визита?

– За время визита подписаны контракты  с официальным представителем БелАЗа более чем на десять миллионов долларов и с Промагролизингом, который поставит в Монголию в лизинг карьерную технику БелАЗа на сумму более 10 миллионов долларов. Причем БелАЗ создает там полноценный сервисный центр с центральным складом запчастей и с развитием региональных структур. МТЗ поставит в Монголию 300 тракторов, и, думаю, это не последний контракт. Если ниша маломощных тракторов заполнена китайской техникой, то в части машин среднего класса, энергонасыщенной техники у нас есть преимущества.

– В Улан-Баторе живет почти половина монгольского населения. Поэтому наверняка выгодным будет проект по созданию сборочного производства автобусов...

– Действительно, сегодня там в ходу в основном корейские автобусы, показавшие свою слабость при эксплуатации в условиях резко континентального климата. Автобус МАЗ, представленный монголам на Национальной выставке Беларуси, пришелся им по душе, и подписано соглашение о создании сборочного производства автобусов для участия в программе по замене старых автобусов в количестве до 800 единиц  в течение ближайших 4–5 лет. И это только начало. До 2016 года в Монголии намерены построить сеть автомагистралей, соединяющих все аймаки (областные центры. – Прим. авт.) со столицей. И когда эти дороги появятся, кроме городских автобусов монголам понадобятся междугородние.

Еще один интересный проект связан с созданием предприятий по переработке продуктов питания. В силу объективных причин Монголия не обеспечивает себя собственными молочными продуктами. Поэтому целесообразно создание совместного предприятия по производству молочных продуктов. Монголы издревле разводят много скота, в стране насчитывается более 40 миллионов овец, лошадей, голов крупного рогатого скота, так что вполне можно работать вместе над мясопереработкой, искать точки соприкосновения в кожевенной отрасли и переработке шерсти.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter