Полюбят ли буренки робота?

Фантастика  и  реальность  в  отдельно  взятом  аграрном  районе  вскоре  могут  стать  достойным  примером  для  молочной  отрасли  всей  Беларуси

Фантастика  и  реальность  в  отдельно  взятом  аграрном  районе  вскоре  могут  стать  достойным  примером  для  молочной  отрасли  всей  Беларуси 

Александр Максименко, недавно назначенный на должность председателя Октябрьского райисполкома Гомельской области, плюсы и минусы экономики, как и социальную сферу аграрного района, знает не понаслышке. Здесь в должности первого заместителя председателя райисполкома он занимался вопросами развития агропромышленного комплекса. В разговоре Александр Владимирович заметил, что делом чести для него станет отход от прежних стереотипов. Это позволит совершить ощутимый рывок в увеличении производства востребованной сельскохозяйственной продукции. Достичь перемен аграрии района намерены не за счет средств бюджета, а с помощью кредитов, которые будут возвращены банкам в оговоренные сроки. 

— Александр Владимирович, что сегодня предпринимает исполнительная власть Октябрьщины для укрепления позиций сельхозпроизводителей? 

— Наше стратегическое направление — увеличение производства молока и мяса, в том числе за счет возделывания на корма нетрадиционных культур — проса и пайзы. Пайза — это так называемое японское просо, которое эффективно усваивает влагу и азот, культура неприхотливая к климатическим условиям региона. В нынешнем году мы посеяли по 2 тысячи гектаров пайзы и проса, которое в отличие от овса дает в среднем 33 центнера с гектара. Причем эта культура имеет целый ряд кормовых достоинств. Мы также значительно расширили посевы еще одной важной кормовой культуры — кукурузы, свыше 6 тысяч гектаров. Возвратились к такой культуре, как райграс: по 100 гектаров в каждом из хозяйств Октябрьщины. Также решили на практике проверить новые подходы и технологии в содержании животных, впервые отказались от строительства дорогостоящих сараев из дерева и кирпича. В нынешнем году первыми смонтировали сарай-ангар, которому нет аналогов в стране. По такому пути идут США и Канада, а с нами данной технологией поделились российские коллеги. Сарай состоит из металлического каркаса, обтянутого не только прочным, но и прозрачным двуцветным тентом. Его преимущества в том, что в дневное время суток не требуется освещения, в отличие от традиционных производственных помещений, в которых электролампочки сияют чуть ли не круглосуточно. В нем также нет спертого воздуха за счет просторного помещения и исключительно тепло даже в осенне-зимний период. Его стоимость — 100 миллионов рублей, конструкция была собрана менее чем за неделю. Теперь сравните: строительство традиционного сарая из дерева и кирпича затягивается до года, а стоимость приравнивается к одному миллиарду рублей. И это только начало. Мы планируем возвести 16 таких  ферм, что позволит животноводству Октябрьского района увеличить поголовье молочного скота сразу на полторы тысячи голов. К сожалению, отечественная промышленность пока не может наладить собственное производство таких конструкций и специального тента, поэтому мы будем их покупать в соседней Российской Федерации. А вот наш местный райагросервис доказал, что может на высоком профессиональном уровне смонтировать каркас таких ферм, как говорится, под ключ. 

— В условиях научно-технического прогресса передовые страны, насколько это возможно, уходят от участия человека в процессах  производства и переработки сельхозпродукции. Может ли наша глубинка отказаться от стереотипов и пойти в ногу со временем?    

— Кстати, я постоянно знакомлюсь в Интернете со всеми новинками и передовыми технологиями, которые позволят вывести производство животноводческой продукции на новые рубежи, уйти от дедовских методов, когда все процессы без исключения зависят только от участия человека. К примеру, в Гродненской области уже  созданы робототехнические залы, я же ознакомился с опытом вологодских животноводов и теперь хочу построить ферму, где весь труд будет роботизирован, т.е. роботы будут доить коров. И это уже не фантастика, а реальность сегодняшнего дня. Я переговорил с руководителями хозяйств, показал им фильм и фотографии, как трудятся роботы над повышением надоев молока. Теперь осталось взять банковские кредиты под быстрое возведение роботизированного зала. Самый большой зал есть в США, где работают 10 роботов. В Казахстане ныне сооружается зал на 16 роботов, а я вынашиваю планы установить в зале восемь роботов, которые будут доить коров. Здесь полностью будет исключен человеческий фактор, не скажется и настроение работника, совершенно иными будут уровень санитарии, качество молочного сырья. К примеру, доярке необходимо прийти на работу в 5 часов утра, а на протяжении восьмичасового рабочего дня ей необходимо три раза подоить коров. Это при любой оплате изнурительный труд, а ведь робот не только раздаивает буренок, но и делает им предварительно массаж вымени. Всеми процессами управляет один человек, который будет находиться за клавиатурой компьютера. Я уверен, что до конца года такой зал с применением робототехники для получения молока будет построен в АПК Октябрьского района.  

— Немаловажный вопрос: за какое время явно не дешевое удовольствие сможет окупиться? 

— В зале стоимостью около двух миллионов евро будут обслуживаться 500 коров. В Вологодской области, где используется данное оборудование, роботы надаивают в сутки 23 литра молока. Учитывая наши нынешние возможности, роботы будут надаивать 17 литров молока. В день мы будем получать восемь с половиной тонн молока. Закупочная цена за литр продукции — 660 рублей, а литр молока сорта экстра стоит тысячу рублей. На производстве, где будет идеальная санитария, мы получим молоко только сорта экстра. Более того, участие в процессе робота позволяет избежать даже контактов молока с воздухом. Ежемесячно ферма будет приносить 250 миллионов рублей дохода, по итогам года — более трех миллиардов рублей. На погашение кредита мы намерены пустить практически половину рентабельности, поэтому в течение десяти лет сможем закрыть все вопросы, связанные с погашением кредита. Еще на одно обстоятельство я хотел бы обратить внимание: в Октябрьском районе самые большие фермы рассчитаны на 300—400 коров, поэтому, наверное, нет резона возводить примерно за ту же стоимость доильные залы на тысячу голов молочного стада. Я считаю, что применение робототехники будет для нас оптимальным вариантом, в том числе и с точки зрения нехватки квалифицированных рабочих кадров в отрасли животноводства. 

— Несомненно, возникнут вопросы, связанные с техническим обслуживанием высокотехнологичных роботов, что может быть не по силам рядовому инженеру? 

— Представительство шведской фирмы, которая будет вести монтаж оборудования, берет на себя обязательства и по обслуживанию роботов-дояров, а охрану зала мы обеспечим собственными силами. Разве мы думали, что когда-нибудь многие наши соотечественники пересядут с незатейливых «жигулей» на комфортабельные «мерседесы» и «ауди»? Почему мы сегодня должны бояться внедрять передовые технологии в такой стратегически важной отрасли, как производство продуктов питания? Просто мы должны сами себе ответить на вопрос, с каким багажом мы придем в завтрашний день. Вот тогда все станет на свои места. 

На снимке: за фермами-ангарами из современных материалов — завтрашний день животноводческой отрасли.   

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter