Полярный рейд каперанга Есина
31.03.2009
Наш соотечественник вошел в историю атомного подводного флота
Адмиралом не стал. Так распорядилась жизнь. Но был и останется минчанин Олег Павлович Есин одним из первых в истории атомного подводного флота. А это — выше всяких чинов и наград!
Бывал Есин и в «кругосветке», у берегов Индии, и в Бискайском заливе, в проливе Ла–Манш, служил в Североморске, на Камчатке, под Владивостоком, в Соснах под Минском... Прошло уже несколько десятков лет после его подводного похода. А Олегу Павловичу до сих пор снятся море, ясное солнечное небо над Северным полюсом...
Конечно же, за всем этим стояли большая политика, стратегические интересы Советского Союза, «холодная война». У экипажа АПЛ была по тем временам беспрецедентная задача — впервые пройти под торосами, айсбергами на глубине до 200 метров, найти полынью для всплытия, «приледниться» на полюсе и, снова уйдя под лед, совершить бросок в Берингов пролив. Сложнейшие маневры при подъеме и спусках в условиях подвижных торосов выполнялись вручную, не было еще современной автоматики. Все элементы — дифферент, продувка главного балласта, ювелирный подъем (с продавливанием льда рубкой лодки) со скоростью 3 метра в минуту — выполнены на высочайшем профессиональном уровне. Всего за поход было 4 всплытия. А на борту — ядерное оружие...
Примерно 6 часов лодка находилась в надводном положении на полюсе. Радиодоклад в штаб. Свободные члены экипажа могли выйти на лед, сфотографироваться на память. По радио звучали предусмотрительно подготовленные поздравления подводникам от жен, родных. Но была и готовность к срочному погружению. И эту смену возглавлял капитан–лейтенант Есин.
Завершился поход, длившийся 26 суток, в Авачинской бухте на Камчатке. Командир капитан 2–го ранга Дмитрий Голубев был удостоен звания Героя Советского Союза. Штурман АПЛ капитан–лейтенант Олег Ерофеев, ставший впоследствии командующим Северным флотом, был награжден орденом Ленина. Не остались без наград и все остальные члены экипажа.
Спрашиваю Олега Павловича:
— Как думаете, может ли Беларусь стать со временем морской державой?
— На мой взгляд, в каком–то смысле наша страна до сих пор сохраняет за собой такой статус. На белорусской земле выросли будущие адмиралы, офицеры, матросы, которые достойно показали себя на флотах в годы Великой Отечественной. Да и во времена СССР именно знаменитая пинская учебка готовила дизелистов, радистов, связистов, водолазов для флотов Союза. Ни для кого не секрет, что и сегодня в Вилейке продолжает действовать российская станция связи с кораблями ВМФ. Особо хочу сказать об учебно–испытательном центре Минобороны в Соснах под Минском, где я служил заместителем командира 5 лет. Это был не просто исследовательский центр в интересах атомного флота великой морской державы, его разработки вполне могли пригодиться и в народном хозяйстве. В частности, одной из перспективных тем центра являлись передвижные ядерные энергоустановки. Но после распада Союза центр вопреки настойчивым обращениям специалистов закрыли. Возьму на себя смелость сказать: если бы тогда страной руководил Александр Лукашенко, он бы не допустил такого недальновидного шага. Недавнее решение о строительстве белорусской АЭС только подтверждает то, что центр следовало сохранить. Кстати, опыт многих специалистов, до сих пор проживающих в Соснах, вполне может быть востребован.
P.S. Сегодня Олегу Павловичу Есину исполняется 70 лет. Мы присоединяемся к поздравлениям и желаем капитану доброго здоровья, долголетия и — семь футов под килем!