Полярный рейд каперанга Есина

Наш соотечественник вошел в историю атомного подводного флота

Наш соотечественник вошел в историю атомного подводного флота


Каперанг, или капраз (так сокращенно моряки называют капитана первого ранга), Олег Есин, наверное, мог бы стать и адмиралом. Вполне!.. Были на то все основания. Так случилось, что в Ленинградском военно–инженерном училище ВМФ он был в числе первых курсантов только что созданного факультета по подготовке специалистов–атомщиков. Первым в звании капитан–лейтенанта ВМФ стал инженером–механиком АПЛ. Первым заслужил звание «Мастера военного дела» в сфере автоматики и энергоустановок дивизии атомных подводных лодок Северного флота. Да и первый совершенный в 1966 году поход АПЛ подо льдом Арктики — событие сродни полету в космос — связано с именем подводника Есина. Именно он держал руку на «пульсе» атомной энергоустановки, за что удостоен высокой награды Родины — ордена Красного Знамени. А всего за годы флотской службы Олег Павлович получил около 20 государственных наград.


Адмиралом не стал. Так распорядилась жизнь. Но был и останется минчанин Олег Павлович Есин одним из первых в истории атомного подводного флота. А это — выше всяких чинов и наград!


Бывал Есин и в «кругосветке», у берегов Индии, и в Бискайском заливе, в проливе Ла–Манш, служил в Североморске, на Камчатке, под Владивостоком, в Соснах под Минском... Прошло уже несколько десятков лет после его подводного похода. А Олегу Павловичу до сих пор снятся море, ясное солнечное небо над Северным полюсом...


— Это был первый в истории ВМФ полярный поход подо льдами Арктики от базы Западная Лица под Североморском до Камчатки, — вспоминает Олег Есин. — Была поставлена задача: всплыть в районе полюса холода, установить Государственный флаг, найти дрейфующую полярную станцию СП–15, находившуюся в критическом состоянии, и оказать ей помощь.


Конечно же, за всем этим стояли большая политика, стратегические интересы Советского Союза, «холодная война». У экипажа АПЛ была по тем временам беспрецедентная задача — впервые пройти под торосами, айсбергами на глубине до 200 метров, найти полынью для всплытия, «приледниться» на полюсе и, снова уйдя под лед, совершить бросок в Берингов пролив. Сложнейшие маневры при подъеме и спусках в условиях подвижных торосов выполнялись вручную, не было еще современной автоматики. Все элементы — дифферент, продувка главного балласта, ювелирный подъем (с продавливанием льда рубкой лодки) со скоростью 3 метра в минуту — выполнены на высочайшем профессиональном уровне. Всего за поход было 4 всплытия. А на борту — ядерное оружие...


Примерно 6 часов лодка находилась в надводном положении на полюсе. Радиодоклад в штаб. Свободные члены экипажа могли выйти на лед, сфотографироваться на память. По радио звучали предусмотрительно подготовленные поздравления подводникам от жен, родных. Но была и готовность к срочному погружению. И эту смену возглавлял капитан–лейтенант Есин.


Глоток жгучего полярного воздуха он сделал, а вот свой след на ледяной глади полюса так и не оставил: не имел права покинуть центральный пост. Но все–таки был там, дошли. Энергетические установки не подвели. А это — главное!


Завершился поход, длившийся 26 суток, в Авачинской бухте на Камчатке. Командир капитан 2–го ранга Дмитрий Голубев был удостоен звания Героя Советского Союза. Штурман АПЛ капитан–лейтенант Олег Ерофеев, ставший впоследствии командующим Северным флотом, был награжден орденом Ленина. Не остались без наград и все остальные члены экипажа.


Спрашиваю Олега Павловича:


— Как думаете, может ли Беларусь стать со временем морской державой?


— На мой взгляд, в каком–то смысле наша страна до сих пор сохраняет за собой такой статус. На белорусской земле выросли будущие адмиралы, офицеры, матросы, которые достойно показали себя на флотах в годы Великой Отечественной. Да и во времена СССР именно знаменитая пинская учебка готовила дизелистов, радистов, связистов, водолазов для флотов Союза. Ни для кого не секрет, что и сегодня в Вилейке продолжает действовать российская станция связи с кораблями ВМФ. Особо хочу сказать об учебно–испытательном центре Минобороны в Соснах под Минском, где я служил заместителем командира 5 лет. Это был не просто исследовательский центр в интересах атомного флота великой морской державы, его разработки вполне могли пригодиться и в народном хозяйстве. В частности, одной из перспективных тем центра являлись передвижные ядерные энергоустановки. Но после распада Союза центр вопреки настойчивым обращениям специалистов закрыли. Возьму на себя смелость сказать: если бы тогда страной руководил Александр Лукашенко, он бы не допустил такого недальновидного шага. Недавнее решение о строительстве белорусской АЭС только подтверждает то, что центр следовало сохранить. Кстати, опыт многих специалистов, до сих пор проживающих в Соснах, вполне может быть востребован.


P.S. Сегодня Олегу Павловичу Есину исполняется 70 лет. Мы присоединяемся к поздравлениям и желаем капитану доброго здоровья, долголетия и — семь футов под килем!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter