Полураспад памяти

Видимо, такова самоубийственная особенность человеческой природы: сначала не принимать всерьез важное, а затем, спустя длительное время, опять же пытаться доказать, что ничего серьезного и не было.
Видимо, такова самоубийственная особенность человеческой природы: сначала не принимать всерьез важное, а затем, спустя длительное время, опять же пытаться доказать, что ничего серьезного и не было. Очередной пример - заявление о том, что взрыв на Чернобыльской АЭС был безвредным. Именно так - одной фразой - можно выразить смысл выступления на пресс-конференции в РИА Новости главы министерства по атомной энергии России Евгения Адамова.

По его словам, за 15 лет, прошедших с момента аварии, ее демонизировали. Адамов привел данные двух неких независимых экспертиз о том, что смертность среди ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС не выше, чем в целом по стране среди мужчин. Мало того, по утверждению министра, последствия, связанные с облучением, не выявлены ни у детей, ни у взрослых. Правда, признал Евгений Адамов, статистика свидетельствует о росте заболеваемости щитовидной железы у детей, но убедительного объяснения этому нет.

А может, и вправду ничего особенного не было, а годы Преодоления Последствий Катастрофы и титанические вложения в ликвидацию этой проблемы - полная чушь? Может, прав московский чиновник? Ведь Адамов, увы, не оригинален. Ветер то с Запада, то с Востока доносит мнения о меньшем, чем ожидалось, влиянии чернобыльской аварии на здоровье. Например, в прошлом году эксперты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) заявили, что никаких данных о росте заболеваемости раком, кроме рака щитовидной железы, или другими болезнями вследствие аварии - нет. А собственно рак щитовидной железы, который развился у 1.800 детей, поддается лечению. Но как же быть с другими цифрами? Согласно данным российского МЧС, от лучевой болезни умерли почти 300 тысяч человек, за 14 лет, прошедших после аварии, умерли 55 тысяч ликвидаторов, а еще 150 тысяч остались инвалидами.

Выступление российского министра, кстати, симптоматично. Складывается впечатление, что, закрыв Чернобыльскую АЭС, мировое сообщество решило раз и навсегда закрыть проблему в целом. Например, когда в прошлом году Научный комитет ООН по действию атомной радиации подготовил для Генеральной Ассамблеи доклад на эту тему, выяснилось, что исследования белорусских ученых не только не учитывались - они были проигнорированы. Председатель НКДАР ООН Ларс-Эрик Хольм считает, что главной причиной увеличения онкологических заболеваний в Беларуси стали социально-экономические последствия распада Советского Союза, который как раз приходится на время чернобыльской аварии. Судя по этим словам, с историей СССР ООНовский чиновник знаком плохо. Но Евгений Адамов-то в соответствии с занимаемой должностью должен прекрасно разбираться не только в новейшей истории своей родины, но и в истинной чернобыльской ситуации. В частности, должен знать, что после аварии количество заболеваний раком у детей в зараженных районах увеличилось в 130 раз. Если, допустим, для российского министра Украина и Беларусь вместе с их проблемами - далекая заграница, то неужели ему совершенно безразлична судьба жителей российской Брянщины?!

... Я позвонил своему знакомому врачу-онкологу. Узнав от меня эту новость, он заметил: Я бы принял всерьез слова Адамова, если бы не видел ежедневно страдания тех гомельских и могилевских детишек, которые попадают ко мне на прием. Может быть, если бы, скажем, Адамов провел свой отпуск не где-нибудь в престижной лечебнице на берегу теплого моря, а в окрестностях Припяти, он по-другому смотрел бы на проблему. Во всяком случае, тысячи людей, потерявшие здоровье и счастье из-за Чернобыля, вряд ли поймут подобные заявления российского министра.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter