Полуостров сокровищ

Гостиница «Фо сизонс» в Дохе — это Вавилон в миниатюре. Каких только необычных лиц здесь не увидишь, каких только языков не услышишь! Со всего света люди приезжают в Катар работать...

Гостиница «Фо сизонс» в Дохе — это Вавилон в миниатюре. Каких только необычных лиц здесь не увидишь, каких только языков не услышишь! Со всего света люди приезжают в Катар работать. На соседней стройке суетятся пакистанцы, за рулем такси — индиец, в ресторане заправляют тайцы и филиппинцы. В лобби фешенебельного отеля, где пахнет деньгами и свежесрезанной сиренью, звучат в основном европейские языки и американский английский. Но в начале недели, кажется, белорусы были там в большинстве. Во время визита Президента определены несколько крупных проектов, которые, если будут реализованы, принесут обеим странам многомиллионные прибыли и позволят диверсифицировать экономики. О подробностях дохийских договоренностей на обратном пути в Минск рассказали первый вице–премьер Владимир Семашко и министр иностранных дел Сергей Мартынов. Они не только сопровождали Александра Лукашенко во время переговоров, но также и сами провели несколько встреч с катарскими коллегами.


Катар не изобретает велосипедов. Как и в остальных монархиях Персидского залива, здесь используют западную рыночную модель экономики. Причем считается, что в этой стране, где самый большой доход на душу населения, еще и самые либеральные порядки во всем Персидском заливе. Катарцы, к примеру, гордятся своим судопроизводством.


Начинали они, понятное дело, с нефти и газа. Но теперь так же активно занимаются недвижимостью, позиционируют себя как финансовый центр, вкладывают деньги в перспективные объекты по всему миру — в Великобритании, Германии, США. Как гласит известная арабская пословица: «Лучше держать сына на рынке, чем деньги в сундуке»... И то, что Беларусь попала в компанию самых развитых стран, — само по себе хороший показатель. Имея огромные финансовые ресурсы, Катар вкладывает только в передовые технологии, может позволить себе приглашать только лучших специалистов. Представляю, какие очереди из миллиардеров выстраиваются на аудиенцию к катарскому руководству. Но и белорусские компании не затерялись, пробились через частокол транснациональных корпораций.


На данный момент основной и самый проработанный двусторонний проект — это строительство рядом с Дохой завода по производству так называемых сложных удобрений мощностью 2 миллиона тонн в год.


С экономическим обоснованием все просто. Беларусь — один из крупнейших производителей калийных удобрений в мире. Катар при своих объемах переработки нефти и газа имеет неограниченные возможности для производства азотных удобрений, также недалеко расположено крупное месторождение сырья для производства фосфорных удобрений.


Как рассказал Владимир Семашко, в Дохе был подписан протокол о намерениях. Ознакомившись с этим документом, становится ясно, что стороны настроены решительно. Технико–экономическое обоснование уже готово и презентовано катарцам. К концу года должен быть разработан детальный бизнес–план, а следующий шаг — принятие непосредственного решения о начале строительства нового предприятия. Логично предположить, что это случится уже этой зимой, когда, как сообщалось, в Минск уже во второй раз собирается приехать эмир Катара шейх Хамад бен Халифа аль–Тани.


Известно, что сложные удобрения котируются на рынке значительно дороже, чем их составные части по отдельности. Поэтому у Беларуси есть свой интерес — не только создать завод в Катаре, который будет работать на рынки Азии, но и построить такое же предприятие у себя, чтобы удовлетворить потребности Европы и стран СНГ. Минск предложил Дохе рассмотреть возможность участия в этом проекте.


Вообще, сейчас рассматриваются самые различные варианты сотрудничества «Беларуськалия», который активно ищет иностранных партнеров, с катарцами. «Возможна продажа части акций», — подтвердил как первый вице–премьер, так и министр иностранных дел.


Сергей Мартынов добавляет:


— Возможно также приобретение Катаром прав на доступ к белорусским запасам калия. Это может быть форма совместного предприятия либо концессия на разработку нового месторождения.


Параллельно Беларусь предлагает катарскому бизнесу заняться разработкой на нашей территории месторождения железной руды или бурого угля...


Второй пласт перспективных инвестиций в Беларусь — это сфера производства и логистики. В Дохе белорусским переговорщикам было сказано, что Катар заинтересован в создании своей финансово–промышленной зоны в нашей стране, своеобразного катарского острова.


Владимир Семашко детализировал:


— Беларусь — это центр Европы. У нас развиты промышленность и наука, а у Катара есть финансы. Он сейчас стремится диверсифицировать свою экономику, приобретать производства за рубежом. В этом плане их очень интересует наша страна.


Речь ведется о производстве хайтек–продукции, что, безусловно, будет выгодно белорусской экономике. Кроме того, для финансирования проекта необходимо будет открытие на «острове» филиалов банков Катара или других стран Залива — еще один плюс. А для того чтобы новые предприятия успешно торговали, понадобится создание развитой логистической системы. С этой точки зрения, наиболее привлекательной выглядит площадка под Брестом, на которой уполномоченные подданные эмира уже побывали, как говорится, походили своими ногами.


Для того чтобы снять последние препятствия для общения бизнесменов двух стран, Минск и Доха максимально упростили визовый режим (Беларусь вообще недавно отменила визы для катарцев) и собираются запустить прямой авиарейс в ближайшие месяцы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter