Можно ли выжить без пластмассы

Полумеры не для полимеров

Ученые прогнозируют: к 2050 году пластика в Мировом океане станет больше, чем рыбы. Уже сейчас в морских организмах обнаруживают полимерные частицы, способные мигрировать по пищевой цепи и попадать на наши тарелки. Насколько актуальна проблема загрязнения пластиком для нашей страны, как уменьшить количество мусора и какие альтернативы пластмассе существуют?

Рисунок Олега Попова

Капля опасности

Впервые о микропластике в белорусских водоемах заговорили в прошлом году, когда Центр экологических решений организовал общественное исследование наших рек и озер. Методику исследования разработали в лаборатории гидрологии БГУ. Добытые волонтерами пробы из 28 водоемов проверили под микроскопом в научной лаборатории. Результаты показали: микропластик присутствует во всех пробах, в том числе из Свислочи, Минского моря, Цнянского водохранилища. Концентрации разные: от 0,002 до 5,4 частицы на литр. В ЦЭР не отрицают: 

— Этих данных недостаточно, чтобы сделать вывод о загрязнении водных объектов страны. Определенно нужны более масштабные научные исследования, но очевидно, что проблема есть. 

Ведущий научный сотрудник Института природопользования НАН Василий Пашкевич по этому поводу говорит вот что:

— Не отрицаю, что существуют вопросы с качеством подземных вод вблизи свалок. Среди прочих загрязняющих компонентов там обнаруживается и микропластик. Эти воды движутся в основном к рекам, озерам и теоретически могут попадать в водопровод. Но это длительный процесс. К тому же подземные воды проходят самоочищение. Наши ученые микропластик в водопроводных сетях пока не обнаруживали. 

Специалисты из Университета Миннесоты провели проверку 159 образцов водопроводной воды со всего мира. Более 80% проб из 14 стран содержали пластиковые волокна. Пока ученые не берутся назвать точные последствия употребления такой воды для здоровья человека. Однако некоторые исследования показывают, что микрочастицы пластика могут проникать в клетки и накапливаться в отдельных тканях, а также вызывать отравление веществами, которые содержатся в них.

Откуда берется микропластик в окружающей среде? Из косметики, синтетических тканей, изнашивающихся автомобильных шин, а также крупного пластикового мусора. Потребитель не видит связи между очередным купленным пакетиком и водой из-под крана. Но если бутылки, пакеты и прочие отходы попадают не на переработку, а в окружающую среду, они постепенно распадаются на более мелкие кусочки, которые не поддаются разложению и продолжают свое путешествие, — следы пластикового мусора этим летом “Гринпис” обнаружил даже в таком отдаленном и нетронутом уголке планеты, как Антарктида. 

anglican.org

Выносим сор из избы 

Еще лет тридцать назад основу бытовых отходов составляли остатки пищи, бумага, стекло. Сегодня каждый белорус использует в год около 400 полиэтиленовых пакетов и 100 пластиковых бутылок. Решила проверить, так ли легко избавиться от ненужного пластика.

Мешок, в который наша семья складирует пустые бутылки из-под молока и кефира, трещит по швам. Обычно выносим такой мусор в отдельный контейнер во дворе. Насколько реальны иные варианты? Нахожу в интернете список заготовительных пунктов — ближайший в конце улицы. Но не успеваю обрадоваться, как понимаю — попасть в него не так просто. Работает с 9.00 до 11.00 с понедельника по четверг. Многие ли в это время прохлаждаются? Дальше тоже интересно. За килограмм сырья обещают 20 копеек. Взвешиваю свой пузатый пакет. Не верю глазам — два десятка бутылок завесили чуть более полкило. Но и 10 копеек за это “добро” мне не получить — в пункте принимают пластик весом не менее килограмма. 

А вот крышечками, снятыми заранее с тары, продолжаю заполнять трехлитровую банку. Еще немного и отнесу в специальный контейнер в торговом центре — идейные вдохновители социально-экологического проекта “Новая жизнь в обмен на крышечки” за счет вырученных средств помогают больным людям. Инициатива нашла отклик во всех регионах страны.

Благотворительность — вещь хорошая, но вспоминаю, что на балконе уже год стоит старый, еще кинескопный телевизор. Давно нужно было от него избавиться. Звоню в БелВТИ — компанию по сбору и переработке электронного и электрического оборудования.

— У вас есть два варианта, — отвечает диспетчер на том конце провода. — Вы можете привезти телевизор сами — в Минске есть два приемных пункта. Вашу технику взвесят и за каждый килограмм заплатят 25 копеек. Или же вы оставите заявку, и мы заберем ваш телевизор. Наши работники сами вынесут его из квартиры и спустят с этажа. Но это будет бесплатно. Ни вы не платите нам, ни мы — вам. 

Подсчитываю в уме: за телевизор весом около 20 кг выручу не более 5 рублей. А ведь его еще нужно стащить с пятого этажа, довезти до пункта приема, поэтому договариваюсь о бесплатном вывозе. Так старую технику принимают во всех областных центрах. Жители других населенных пунктов могут сдать ненужное оборудование в заготовительных пунктах райпо и ЖКХ.
НА ЗАМЕТКУ

Не перерабатываются:

• тубы от зубной пасты, кремов; мягкая упаковка от майонеза, кетчупа, кофе, чая, чипсов — многослойные материалы;

• баночки от йогурта и других молочных продуктов, упаковка яиц, поддоны мясных продуктов, нарезки — полистирол;

• одноразовая посуда;

• “хрустящие” пакеты от круп, макарон, печенья, конфет; пакеты от хлеба; пакеты от замороженных продуктов. 

Перерабатываются:

• пэт-тара, в том числе от косметики, моющих средств, бытовой химии;

• полиэтиленовые бутылки, банки, флаконы, канистры от продуктов, косметики, бытовой химии;

• полиэтиленовые пакеты (фасовочные, с ручками, “майки”), не загрязненные остатками пищи; 

• отдельная упаковка из полипропилена: тканые мешки из-под сахара, твердая упаковка, крышки, колпаки от упаковки;

• предметы из АБС-пластика (корпуса бытовой техники, компьютерной техники).

В ближайшее время в Беларуси будет налажена переработка упаковки типа тетрапак — комбинированной упаковки на основе бумаги со слоями пластика и металла (коробки от соков и молочных продуктов).

По информации ГУ “Оператор вторичных ресурсов”

Зачем импортировать мусор?

Ежегодно в Беларуси, по подсчетам ГУ “Оператор вторичных материальных ресурсов”, образуется до 300 тысяч тонн отходов пластика. Но перерабатывается лишь около 30%. В прошлом году этот объем составил 78 тысяч тонн. Можно было бы подумать, что с количеством образующегося мусора просто не справляются наши перерабатывающие заводы. Однако представитель крупного переработчика говорит, что потребности их предприятия не удовлетворяются даже за счет импорта:

wordpress.com
— Около 10% бутылок привозим из близлежащих стран — Украины, России, Польши, Прибалтики. Остальное наше. В общем объеме покупаем около 1,5 тысячи тонн пэт-бутылок в месяц. Но и этого мало. Производственные мощности позволяют перерабатывать до 2 тысяч тонн. И мы знаем, что эти объемы реальны — ежемесячно в стране продают около 5 тысяч тонн пэт-бутылок. Однако сбор пластиковых отходов недостаточно налажен. Знаю, есть города, где собирают лишь 10—15% вторсырья. 

В странах, где залоговая стоимость тары включена в цену продукта, редкий потребитель отправит ее в мусорный контейнер. Депозитную залоговую систему на стеклянную бутылку, пэт-бутылку и металлическую банку собираются внедрить в 2020 году и у нас. Директор ГУ “Оператор вторичных материальных ресурсов” Наталья Гринцевич говорит, что благодаря этому объем использования отходов одноразовой потребительской упаковки может увеличиться более чем в 3 раза и составит не менее 80%:

— Для внедрения депозитной системы планируется установить несколько тысяч штук тароматов. Они появятся по всей стране в торговых объектах, где существует большой товарооборот. В сельской местности, где поток покупателей значительно меньше, организуют прием тары по старой схеме, известной со времен Советского Союза, — с участием работников магазинов. 

Но всех проблем с пластиком депозитная система не решит. Ведь дело не только в сознательности потребителей. Большую сложность в получении вторичного полимера представляет огромное разнообразие видов пластика. Все нужно тщательно рассортировать по видам материала. Даже небольшая примесь одного вида в массе другого может привести к браку. Трудность в том, что визуально определить, из чего упаковка, сложно или даже невозможно. Например, контейнеры для яиц могут быть из полистирола, полиэтилентерефталата или полипропилена.

Кроме того, существует проблема с многослойными материалами. 

— Индустрию упаковки захватили композитные материалы, состоящие из соединенных между собой слоев разных пластиков или из слоев пластика с металлом, пластика с бумагой и металлом, — рассказывает Наталья Гринцевич. — Слои упаковочных материалов имеют разные функции: внешний слой — для красочного брендирования, внутренние — для сохранения годности продукта, для безопасности при соприкосновении с продуктом. Отделить соединенные друг с другом разные материалы и добиться, чтобы они получились чистыми, без примесей друг друга, технически сложно, экономически затратно. Из-за этого такие композитные материалы не пригодны для повторного использования в качестве сырья, не считая производства строительных материалов и уличной мебели, а также производства топлива из отходов такой упаковки.

Добавляют головной боли этикетки из ПВХ на пэт-бутылках. Их нужно отдирать вручную, иначе в переработку не пустишь. Но многие ли готовы этим заниматься? 

Сотрудница программы по экологически дружественному образу жизни Центра экологических решений Мария Сума уверена — решать проблему надо на законодательном уровне: 

— Производитель должен быть мотивирован на создание безопасной перерабатываемой упаковки. В Беларуси, как и в других странах Европы, существует принцип расширенной ответственности производителей и импортеров за отходы. Но сейчас предприятие платит одинаково и за ПЭТ, и за опасный ПВХ (160 рублей за тонну. — Авт.). Невыгодно должно быть и для покупателя приобретать пищу в такой упаковке. Если йогурт продается в красивой ПВХ-упаковке, он должен стоить дороже, так как его тара не годится для переработки. И нужно ввести жесткие требования к маркировке пластика. Скажем, перед нами полиэтилен, а маркирован он как ПВХ, потому что производитель просто не поменял оттиск. У нас за это не предусмотрено никаких санкций и штрафов.
Биоразлагаемые пакеты — это миф 

Чаще всего это тот же полиэтилен, в который добавляются присадки, ускоряющие процесс распада пластика на мелкие фрагменты, — микропластик, который вызывает еще большую тревогу, чем крупный мусор. Ведь его невозможно собрать и утилизировать. Поэтому биоразлагаемая упаковка часто оказывается маркетинговой уловкой. Есть разлагаемые пакеты полностью из растительного сырья, но они дорогостоящие. 

Бутилированная вода не спасение

Многие потребители, боясь столкнуться с загрязненной водопроводной водой, отдают предпочтение бутилированной. Однако, как показало расследование журналистской организации Orb Media, и она не панацея. Эксперты проанализировали химический состав бутилированной воды крупнейших мировых брендов — в общей сложности 250 бутылок из девяти стран. Частицы пластика, от ширины человеческого волоса до размера эритроцита, были обнаружены практически во всех пробах. Особенно отличился один экземпляр — с концентрацией более 10 000 частиц на литр. После обнародования результатов исследования Всемирная организация здравоохранения пообещала изучить потенциальные риски содержания микрочастиц пластика в бутилированной питьевой воде.
Лучший вариант — отказ

Вместе с тем эксперты приходят к выводу — вторичная переработка не решает проблему с загрязнением окружающей среды полимерами. 

— За все существование пластика, а это примерно 70 лет, его было переработано около 9%. 10% из этого объема было переработано более одного раза, но это почти ничего, — говорит Мария Сума. — И потом, не всегда изделия из вторичного пластика высокого качества. Недавно Центр экологических решений отправил для участия в международном исследовании товары из вторичных пластиков, которые продаются у нас в стране. Это было несколько игрушек и аксессуаров для волос. В результате в них были обнаружены два вида антипиренов, которые входят в список 28 самых опасных веществ на планете. 

Проблема в том, что для производства этих товаров использовался вторичный АБС-пластик. Обычно из него делают мониторы, корпусы телефонов, иную технику. И изначально в него добавляют антипирены против горения. Естественно, после процесса переработки эти токсические вещества никуда не деваются. Более того, они способны накапливаться в тканях организма и вызывать заболевания щитовидной железы и другие нарушения эндокринной и нервной систем. Как не купить такую опасную игрушку ребенку? 

— Обычно это очень дешевые игрушки, темного цвета, шершавые на ощупь. Материал имеет глухой звук, такой же, как корпус компьютера или телевизора, — объясняет Мария Сума.

Что происходит после переработки с белорусским пластиком?

— Получаемые в результате переработки отходов пластика полуфабрикаты — гранулы, хлопья, крошка, дробленка — продают предприятиям, производящим разнообразную пластмассовую продукцию, в том числе и зарубежным, — говорит Наталья Алексеевна. 

АБС-пластик, извлекаемый из электронных и электрических приборов, также частично продается в другие страны. И не исключено, что возвращается к нам в виде дешевых токсичных игрушек и других товаров. Такое вторсырье используется и нашими переработчиками. Но, как заверили в БелВТИ, речь об изделиях, где не требуется высокое качество пластика, например, плитки на пол. 

— Ряд переработчиков в стране производит не только полуфабрикат — вторичный пластик, но и готовую продукцию из него, — продолжает Наталья Гринцевич. — Например, ОАО “Белвторполимер” в Гродно выпускает трубы, пленки, ведра, ящики, мебельную фурнитуру, ОАО “Борисовский завод пластмассовых изделий” производит мусорные пакеты, ведра, ящики, изделия для сада и огорода, а ООО “Скар” в Калинковичах — тару и пленку. 

Что интересно, новую продукцию практически никогда не производят из 100% вторичного пластика. Обычно его смешивают в определенной пропорции с новым материалом, чтобы поддерживать необходимые физические свойства. И это еще одно объяснение, почему переработка не решает проблему с пластиком — его объемы все равно растут. 

— Лучший способ уменьшить количество отходов — просто их не образовывать, — уверена Мария Сума. — Большинство произведенного пластика выбрасывается в тот же год. Особенно впечатляют объемы пластиковой упаковки, отправляющейся на свалку в первый год своей жизни, — 96%. Именно за запрет на такие изделия, как одноразовые тарелки, столовые приборы, соломки для напитков, ватные палочки, палочки для воздушных шаров, проголосовал этой осенью Европарламент.

И этот запрет, который должен вступить в силу к 2021 году, — лишь часть большой пластиковой стратегии. К 2025 году планируется сократить использование контейнеров для еды и овощей, коробок для ланча, вдвое снизить использование пластика в сигаретных фильтрах. Директор Центра экологических решений Евгений Лобанов, комментируя решение Европарламента, отмечает:

— Во всем мире начинается серьезное движение по борьбе с одноразовым пластиковым мусором. Грузия с 1 октября 2018 года запретила импорт, производство и реализацию полиэтиленовых пакетов толщиной менее 15 микрон. А с апреля следующего года запрет коснется любых пластиковых пакетов. Похожее ограничение с января 2019 года вводит Узбекистан. Важно, чтобы и в нашей стране следовали этому тренду, появлялось еще больше экоинициатив в этом направлении и они позитивно воспринимались в обществе.

На популярных в Германии рождественских ярмарках глинтвейн разливают в многоразовые стеклянные кружки. Залоговая стоимость тары — 3 евро. И это достаточно мотивирующая сумма, чтобы после опустошения кружки не выбросить ее в урну. К слову, повторное использование тары по максимуму в Германии хотят закрепить законодательно. С 1 января 2019 года в стране вступает в силу новый закон об упаковочных материалах, согласно которому 70% всех бутылок должно быть повторно использовано. 

Еще одно из недавних ярких моих берлинских впечатлений — первый магазин без упаковки. Ни шуршащих пакетиков, ни пластиковых бутылок... На развес в нем продают и муку, и макароны, и даже... зубную пасту — в виде таблеток. Со своей тарой здесь приходят за шампунем и стиральным порошком. И главное — все это пользуется спросом. Словно оказалась в машине времени. Ведь так частично было и у нас несколько десятков лет назад. Все новое — это хорошо забытое старое? Первый магазин без упаковки ZERRO открылся на этой неделе и в Минске, хотя и работает пока онлайн. 

P.S. Звоню на Солигорскую птицефабрику. Для продажи яиц здесь используют и картонную, и пластиковую упаковку. В плане практичности эти упаковки равнозначны. Но первая более экологичная, а вторая значительно дешевле. Спрашиваю, готова ли фабрика полностью перейти на картонную упаковку. Получаю ожидаемый ответ: “Наше предприятие при выборе упаковки ориентируется на предпочтения покупателя”. То есть компания готова отказаться от пластика, если этого пожелает потребитель. Но пожелает ли?!

МАРКИРОВКА РАССКАЖЕТ О МНОГОМ

Внутри знака переработки (треугольника из стрелочек) цифрами указывается, из какого вида пластика произведен тот или иной товар. Обязательно обращайте на это внимание — не все они одинаково безопасны. От товаров с цифрами 3, 6 и 7 лучше сразу отказаться.


1. ПЭТ (полиэтилентерефталат): бутылки для напитков, кетчупов, растительного масла, косметических средств. Один из самых безопасных видов пластика.

2. ПЭНД (полиэтилен высокой плотности): бутылки, пакеты, одноразовая посуда, мусорные ведра. Считается относительно безвредным, но может выделять формальдегид, негативно влияющий на репродуктивную систему.

3. ПВХ (поливинилхлорид): оконные рамы, бутылки для химических продуктов. Противопоказан для пищевого использования. Содержит винилхлорид, фталаты, бисфенол А. 

4. ПЭВД (полиэтилен низкой плотности): пакеты, ведра, трубы, крышки. В редких случаях выделяет формальдегид. 

5. ПП (полипропилен): пищевые контейнеры, детские игрушки, шприцы. Сравнительно безопасен.

6. ПС (полистирол): стаканчики для йогурта, мясные лотки, коробочки под овощи и фрукты, одноразовая посуда. Стаканчики из полистирола не подходят для алкоголя, горячих напитков и кислых жидкостей — возрастает риск выделения токсичных производных стирола, которые могут накапливаться в печени и почках.

7. Остальные виды пластика (полиуретан, поликарбонат, полиамиды, полиакрилонитрил и другие): упаковка, бутылочки для детей, игрушки. При частом мытье или нагревании выделяет бисфенол А. Это вещество способно увеличить риск развития рака простаты, яичек, молочных желез, снижает мозговую активность, провоцирует сердечно-сосудистые заболевания, аллергию. Особенно опасен для детей и беременных.

Помните, что не стоит использовать пластик для длительного хранения продуктов — во время старения полимеров химические вещества, которые применялись при их производстве, могут переходить в пищу. 

mila@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter