Политическое беспамятство официальной Варшавы

Польская политика — сейчас и в истории

Мир сегодня на грани глобального взрыва, а коллективный Запад продолжает сохранять в горячей фазе курс на эскалацию в отношении Республики Беларусь и Союзного государства в целом. И к сожалению, политический экстремизм занимает базовую нишу в заявлениях, решениях и действиях западного правящего пула.

Юзеф Пилсудский во Львове. 1920 год.

На этом фоне официальная Варшава, воображая себя «хозяйкой» Восточной Европы, с космической скоростью теряет способность к объективному анализу реальности. Аннексионистские амбиции явно застлали глаза и затмили ра­зум. Польские власти, давно преступив красные линии во всех смыслах, цинично заявляют о подготовке пакета претензий к России как правопреемнице СССР за «военные потери» в годы Второй мировой войны.

Очнитесь, господа панове! Какие претензии? Абсурдность и бесперспективность требований польских политиков очевидна. Необходимо напомнить, что архитектором Великой Победы в Великой Отечественной войне над нацистской Германией был многонациональный советский народ. И нам, наследникам победителей, есть что предъявить забывшейся Варшаве.

* * *

На протяжении двух десятилетий (1921 — 1939 гг.) Польша в изуверских формах проводила политику геноцида на территории Западной Белоруссии и Западной Украины. Мы об этом помним и ничего не забыли.
Более того, Польша давно и сознательно замалчивает свое участие в реализации захватнических планов нацистской Германии в межвоенный период и годы Второй мировой войны. С момента заключения Польшей 26 января 1934 года Договора о дружбе и ненападении с Германией сроком на 10 лет основой ее внешнеполитического курса стал крайний экстремизм. В этой связи уже давно необходимо дать должную оценку роли Польши в Мюнхенском сговоре, в котором она сыграла роль хищника.
Варшава на деле, что подтверждают документы, была весьма раздосадована тем, что ее не пригласили в качестве пятого участника. Более того, поляки немедленно предъявили претензии на Тешинскую Силезию, и Варшава стала соучастником Гитлера в растерзании Чехословакии — первой жертвы гитлеровских захватов. 2 октября 1938 года польские войска начали занимать ультимативно потребованные чехословацкие территории, которые для Польши имели огромное экономическое значение.

Министр иностранных дел Польши Ю. Бек получил орден Белого орла за поддержку Германии в период Мюнхена. Уже тогда Польша намеревалась вместе с рейхом в недалеком будущем участвовать в разделе СССР. «Польша не должна остаться пассивной в этот замечательный исторический момент. Задача состоит в том, чтобы заблаговременно хорошо подготовиться физически и духовно… Главная цель — ослабление и разгром России», — говорилось в датированном декабрем 1938 года докладе 2‑го (разведывательного) отдела главного штаба Войска Польского.


* * *

Ю. Бек в беседе с И. Риббентропом 26 января 1939 года не скрывал: «Польша претендует на Советскую Украину и на выход к Черному морю».

Архивные документы свидетельствуют, что в попытке реализовать свои алчные планы в отношении территории Советского Союза Варшава делала ставку не только на Третий рейх, но и на империалистическую Японию. Как писал посол Австрии в Праге Ф. Марек, Польше мерещилось, что «при активном участии Японии и посильном участии Германии от России будет отделена Украина». В такт политическому ухаживанию друг за другом Варшава и Токио энергично развивали военно-техническое сотрудничество, налаживали координацию деятельности своих разведок и других спецслужб.
Свою откровенно негативную роль Польша сыграла и в срыве англо-франко-советских переговоров, проходивших в Москве весной-летом 1939 года с целью создания широкой коалиции по отпору нацистской агрессии.
И самое главное. Агрессивным политическим кругам Варшавы необходимо напомнить, что Польша своим спасением от геноцида нацистской Германии обязана Красной армии: более 600 тысяч советских солдат и офицеров героически погибло за освобождение польского государства. Забвение — за гранью здравомыслия.

* * *

В настоящее время по вине коллективного Запада и при чрезвычайно активном участии Польши по периметру границ Республики Беларусь и Союзного государства в целом сохраняется красный уровень напряженности. Какие-либо реальные контуры нормализации обстановки, к сожалению, не просматриваются. В политической повестке дня правящей польской партии «Право и справедливость» вопрос № 1 — «Возрождение Республики Польша в границах исторических земель».

Эти экспансионистские планы один к одному повторяют постулат Ю. Пилсудского. В период польско-советской войны, будучи на пике военных успехов, Ю. Пилсудский 25 апреля 1920 года огласил приказ: «О восстановлении исторических польских границ». Подобное стало возможным благодаря колоссальной военно-финансовой помощи со стороны стран Запада, в том числе США.
Аналогичная ситуация повторяется и сегодня. Более того, великодержавная концепция «трехморья» — создание огромной конфедерации от Балтийского до Черного и Адриатического морей с центром в Варшаве — продолжает доминировать в польской внешней политике.
В свою очередь, польское экспертное сообщество активно формирует общественное мнение в поддержку государственной реваншистской политики. В частности, политолог Яцек Батросяк в интервью «Радио Свобода» делает акцент на исключительной значимости геополитического проекта «трехморья». При этом отмечает, что проект не только архиважен, но и реален в условиях нынешней острой военно-политической обстановки в Европе.

По замыслу польских правящих «зодчих», Варшава должна получить в итоге реализации проекта равный статус с Берлином, Парижем и Вашингтоном в процессе обустройства будущего миропорядка. А Восточно-Европейский регион утвердить в качестве неоспоримых польских владений.

* * *

На пути к заветной мечте Великой Польши встала синеокая Беларусь. Географическое положение нашей страны определяет ключевую роль в большой геополитической шахматной партии, которую всеми мыслимыми и немыслимыми инструментариями, включая военный, пытается выиграть Варшава.

Создать плотный санитарный кордон против Российской Федерации без Беларуси — также никак. И большая игра, как мы видим, не только продолжается, но и находится в красной фазе.

Польша на данном этапе ударными темпами осуществляет процесс милитаризации страны. Военные расходы предполагается довести от трех до пяти процентов ВВП, а численность польской армии — до 300 тысяч. Реализация столь масштабного комплексного плана по наращиванию боевого потенциала польских вооруженных сил должна обеспечить Варшаве возможность самостоятельно проводить военные операции.
Воинствующая и откровенно агрессивная риторика доминирует в заявлениях и выступлениях польских официальных лиц. По словам заместителя министра обороны Польши Марчина Очепы, риск конфликта НАТО с Россией с участием Варшавы очень велик. Выступая с лекцией в Краковской горнометаллургической академии, он сказал: «Какова вероятность войны, в которой мы будем участвовать? Очень высокая. Слишком высокая, чтобы мы могли рассматривать этот сценарий исключительно гипотетически».
К тому же Польша, упорно игнорируя уроки истории, настоятельно ищет поддержки в реализации своих захватнических планов со стороны Германии. Правительство ФРГ в лице министра обороны К. Ламбрехт заявило, что Варшаве для охраны польского воздушного пространства будут предоставлены новейшие немецкие истребители и системы ПВО «Патриот».

Как видим, официальная Варшава продолжает оставаться эпицентром создания новых рисков эскалации в Восточно-Европейском регионе. В настоящее время перебрасываются крупные военные подразделения непосредственно к границам нашей страны, наращивается многофункциональная военная инфраструктура. Очевидно, что Польша открыто и интенсивно готовится к наступательной войне.

В этой связи еще раз целесообразно напомнить обоснованный ответ белорусского лидера Александра ­­Лукашенко: «На все угрозы, вызовы, готовящиеся провокации, теракты наш ответ будет стремительным и жестким». А польским политическим хищникам следовало бы детально изучить историю своей страны последней четверти XVIII века. Возможно, подействует отрезвляюще.

Считаем, есть над чем задуматься.

Елена СОКОЛОВА, кандидат исторических наук, главный специалист Центра изучения перспектив интеграции ЕАЭС, член партийной организации «Академическая»-КПБ.

Сергей ЖУДРО, первый секретарь Витебского обкома КПБ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter