Польская армия идет в школы

Польша напряглась в низком старте, взяв курс на флагманские позиции по восточному флангу НАТО. Это политическое решение с прицелом на главный военный кулак западного мира в борьбе с Россией. Так высокопарно думать польской правящей элите разрешила правящая элита Америки. Впрочем, это довольно классический вариант управления сателлитами и использования их. Традиционно этой дрессировке сопутствуют и полагающиеся вкусняшки, чтобы игра была интересней. Во-первых, это формально придает статусность Моське. Второе – на этом можно неплохо заработать и погреть руки. И третье – это какой-никакой, но шанс кого-нибудь ограбить. А история знает, насколько Варшава к этому склонна.

И вот в этом милитаристском порыве в великопольском оформлении уже просматривается целая серия проблем, которые выдают в зреющем еврогегемоне некоторую надуманность. На самом деле под камуфляжем военных перспектив пытаются скрыть картину, которая уже давно раздражает самих поляков.

Надо понимать, что первичная успешность Варшавы была заимствована у Евросоюза. А вот с 2019 года положение вдруг качнулось в негативный фон. Просто когда пришло время возвращать основной долг, польская экономическая сказка закончилась, лишившись бонуса кредитной опоры. Чуда, оказывается, не было, а дальше его обеспечивать по большому счету и нечем. Простым полякам уже перестали обещать хорошую жизнь. Им теперь обещают безопасность от России. Это в современных условиях единственно возможный вариант заставить свой народ еще больше ужаться ради великих целей в стиле «не сгинела» и не возмущаться.

Поэтому польская элита вместо экономических и социальных программ вытащила из своих шкафов старые скелеты и провозгласила идею самой большой и мощной армии в Европе, очищая перья с ветхих атрибутов крылатой кавалерии.

И если скупить по всему миру разнокалиберное вооружение без перспективы его обслуживания и применения, как с южнокорейскими самолетами, оказалось делом нехитрым, то поставить под ружье каждого сотого трудоспособного поляка – это серьезная проблема. В первую очередь из-за резко павшего авторитета в ходе злоключений с мигрантами на границе войско польское перестало быть уважаемой структурой в собственном обществе, особенно среди приграничного населения.

А сама служба в армии давно не совпадает с жизненной перспективой для молодежи. Это самый настоящий предвестник мобилизационного кризиса в ракурсе масштабных планов военного укрепления. Поэтому вопрос возвращения от профессионального комплектования вооруженных сил к всеобщему призыву звучит в Польше все острее и актуальнее.

Набор в военные учебные заведения увеличивается с этого года в три раза. Наращивание числа частей и соединений предполагает рост потребности в командном составе. Поэтому военные академии готовятся штамповать младших командиров ускоренными темпами.

Снова в польских школах поднимают интерес к так называемым мундирным классам с профориентацией на военную службу. Польская армия нуждается в мотивированной на войну молодежи.

В принципе, ожидаемая численность обновленной армии и характер ее вооруженности с военной точки зрения скорее философия раздражения, чем критерий стабильности. Такими ресурсами перевес не обеспечить. Здесь Польша явно готовится к масштабным потерям. За такой короткий срок можно только постараться увеличить число готовых умереть, но не способных победить. Поэтому посполитые минобразования вкупе с минобороны озаботились мобилизационной базой под самую большую армию в Европе и двинулись дружными рядами прямо в школы. Туда, где можно возделывать патриотические грядки. По сути, этим заявлена рекрутская программа в будущие казармы. Сегодняшних школьников военнослужащие войска польского будут обучать основам безопасности. Не сотрудники служб МЧС и спасения, а военные будут преподносить школьникам романтику выживания в сложных условиях катастроф и катаклизмов, которые когда-нибудь будут угрожать Польше. То ли парадокс, то ли смешно. Но все похоже на то, что тут главное зарядить обойму жизнями поляков, а стрелять будут уже как придется.

Но и этим польская армия не ограничилась. Выпускникам старших классов школ, а это применимо к нам где-то после 9-го класса, предлагается на каникулах вместо летних заработков пройти армейские профориентированные курсы от месяца до четырех. При этом в качестве приманки предлагается повышенная стипендия. Как заявил военный министр, это лучше чем подрабатывать в каком-нибудь кафе. Ну да, новая элита все же.

Проблемность удовлетворения потребностей армейского комплектования и ее обостренный характер выдают и другие элементы обстановки.

Вот, к примеру, у стражи граничной тоже сейчас некомплект где-то 20 процентов. А тут еще дополнительно сотню тысяч армейских вакансий надо укомплектовать.

Проблема в том, что желающих тягать за усы медведей и тигров среди поляков крайне мало. И присутствует очень много признаков того, что этот пробел будет заполнен мигрантами и беглыми. Ну не зря же им сейчас так активно создают искусственные трудности с ВНЖ и гражданством. 

Поэтому пример французского иностранного легиона им в помощь. За паспорт придется побороться, точнее повоевать. Поэтому там в беглых типографиях вместо паспорта белоруса без определенного места жительства (бомж) скоро будут печатать польские и литовские военные билеты для пушечного мяса.

Понятно, что общество наших соседей не воспринимает предлагаемый им сценарий так, как хотелось бы правящим. Это только обостряет обстановку и усиливает напряжение. Ведь личные проблемы тех же поляков не уходят, а только множатся с новыми идеями на высшем уровне. Польские, как литовские и латвийские власти, в своих макровзглядах перестали различать микрозадачи. В раздутых смыслах рынка, демократии и других западных ценностей перестал быть виден сам человек, и о нем там вспоминают только тогда, когда его надо загнать в очередной окоп.

Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter