Полпроцента «убили» кетчуп

Когда ничего  не покупаешь, а денег становится меньше, это инфляция. Она стала серьезной проблемой даже для благополучных стран. Государственное регулирование цен — один из механизмов сдерживания темпов обесценивания денег...

Когда ничего  не покупаешь, а денег становится меньше, это инфляция. Она стала серьезной проблемой даже для благополучных стран. Государственное регулирование цен — один из механизмов сдерживания темпов обесценивания денег. Этот механизм придумали давно, им успешно пользуются и в Евросоюзе, и в США, и в Беларуси. Но и злоупотреблять ограничениями на повышение цен тоже не всегда целесообразно. Эту проблему в числе прочих обсуждали на заседании Совета по развитию предпринимательства при Президенте. 

В отношении проблемы ценообразования белорусское законодательство весьма демократично. В принципе, производитель сам определяет отпускную стоимость своего товара. Правда, оговорено, что в исключительных случаях на некоторые виды продукции может вводиться и государственное регулирование цен. Перечень таких товаров определяется подзаконными актами. И многих членов совета беспокоит тот факт, что исключения постепенно становятся правилом. 

Фактически без проблем повышать цены на продукцию сегодня можно только на 0,5 % в месяц. Уложиться в этот норматив весьма проблематично. Отечественная экономика открытая, многие производители напрямую или косвенно зависят от стоимости импортного сырья. А в соседних странах низкой инфляцию назвать сложно. Да и энергоресурсы постоянно дорожают… Но через полупроцентный барьер зачастую можно перешагнуть только после соответствующего согласования с Министерством экономики. Этому ведомству необходимо представить подробные обоснования: дальше сдерживать цену не удается. 

Как отметили члены совета в своих выступлениях, их доводы не всегда находят понимание. Нередко сдерживать цены предлагается за счет рентабельности, если уровень последней позволяет это делать. Причем подчас рассматривается не доходность товара, а оценивается прибыльность предприятия в целом. Отсюда и возникают казусы. 

Так, один из столичных производителей выпускал широкий спектр продукции. Общая рентабельность предприятия была приличной. Основную прибыль приносили специи, а кетчупы постепенно «скатывались» в разряд убыточной продукции. Но цену на них больше чем на 0,5 % поднимать не разрешали. Мол, в целом финансовое положение производства стабильно. Но зачем коммерсанту выпускать нерентабельный товар? Естественно, линию по производству томатной пасты он свернул. Хотя его продукт, даже с приемлемой нормой прибыльности, был дешевле импортных аналогов. Но на зарубежную продукцию отечественные ограничения цен фактически не распространяются. Вот и получилась ситуация, когда с рынка ушел перспективный по цене производитель, освободив место для торговых марок из соседних стран. 

Большинство бизнесменов не спорят: на социально значимые товары цены необходимо «держать». А вот по многим другим позициям стоило бы и ослабить вожжи. Тем более что полупроцентное ограничение подчас делает товар не дешевле, а дороже. Ведь многие производители для повышения цен используют обходной маневр: регистрируют новую продукцию. Точнее, выдают за таковую старую. Скажем, немного изменят положение креплений в табурете — и, пожалуйста, появилась новинка. Для потребителя подобные метаморфозы редко заметны. Но такой «ход конем» позволяет на новое изделие делать калькуляцию «с чистого листа» и к себестоимости прибавлять нужную рентабельность. Через несколько месяцев ее «съедят» ценовые ограничения. И тогда опять обновляется модельный ряд. 

В принципе, так можно «играться» до бесконечности. Но такие схемы существенно повышают издержки. Допустим, в мебельном производстве, чтобы изменить изделие, необходима серьезная работа конструкторов. Может одна гайка добавиться или исчезнуть в тахте, а все изделие необходимо перекраивать, заново рассчитывать его различные параметры, вносить коррективы в технологическую цепочку… Некоторые товары еще необходимо сертифицировать в обязательном порядке — тоже дополнительные издержки. Словом, в процессе «обновления» занято немало персонала, который более эффективно мог бы заниматься другой работой. И насколько затраты на подобное увеличение цены оправдывают полупроцентное ограничение — сказать сложно. 

Возможно, на большинство товаров стоило бы увеличить максимальный «зазор». А шаг в полпроцента в месяц оставить только для продукции, которая преобладает в потребительской корзине. Ведь именно она и влияет на уровень инфляции. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter