Репортаж из красной зоны: увидели, как противостоят коварной инфекции врачи реанимации

Положим вирус на лопатки!

В Оршанскую городскую больницу № 1 имени Семашко по четко отработанным за два года логистическим коридорам и сегодня везут самых тяжелых больных COVID-19 со всей округи. Оршанский, Дубровенский и Толочинский районы — официально прикрепленные к медучреждению регионы. Но при спаде очередной коронавирусной волны, когда на привычный ритм работы переходят ранее перепрофилированные больницы других районов, пациентов, нуждающихся в срочной помощи, доставляют и оттуда. Лиозно, Сенно — география обширна. Главный врач Оршанского района Сергей Карака предлагает нам самим посмотреть на условия работы врачей, спасающих жизни.

В реанимации все под контролем.

Гибкость стратегии

Перед началом необычного путешествия маленький экскурс в прошлое. Новый 10-этажный корпус больницы имени Семашко сдан в эксплуатацию буквально за два года до прихода COVID-19 в Беларусь. Никто тогда и не предполагал, что он окажется очень важным стратегическим объектом в деле борьбы с пандемией для всей системы здравоохранения области. Крупный город, близость других районных центров, возможность развивать современные направления в диагностике и лечении, проводить высокотехнологичные операции — отлично оснащенная клиника, где вдвое увеличился коечный фонд, изначально рассматривалась лишь в данном аспекте.

— Но уже в первую волну пандемии в полной мере ощутили, насколько своевременным и дальновидным оказалось решение Президента о строительстве современного многофункционального межрайонного медцентра на базе больницы имени Семашко, — отмечает Сергей Карака. — Получив новый корпус, смогли сохранить оказание плановой и экстренной медицинской помощи в прежнем объеме и одновременно сконцентрировать свои силы на лечении ковид-пневмоний. Старое пятиэтажное здание (совершенно автономное) стало полноценным инфекционным госпиталем. Здесь своя лаборатория, реанимационное отделение, имеются рентген-кабинет и аппарат компьютерной томографии.

Полностью согласна со словами руководителя и начмед горбольницы № 1 Наталья Литвинова. В ее сопровождении и отправляемся в реанимацию, где сегодня, к счастью, пустует более половины коек.


Испытано на себе

Защитный комбинезон, бахилы, респиратор, перчатки, пластиковый щиток… На переодевание ушло больше 10 минут — с непривычки очень сложно. Хотя Наталья Олеговна шутит над нашей неопытностью: медики, как в армии, все отработали до автоматизма, научились укладываться почти в 45 секунд.

На лифте поднимаемся в реанимационное отделение. Бахилы цепляются друг за дружку, щиток давит на лоб, дышать сквозь защиту тяжело, а в шуршащем комбинезоне чувствую себя неуклюжим медвежонком. Признаюсь: уже через 15 минут была готова сбежать туда, на свежий воздух и к весеннему солнышку.



Но, увы, здесь другая реальность. Неподвижные тела на кроватях, увешанные капельницами, датчиками, трубками… Многочисленные мониторы светятся сменяющими друг друга цифрами — состояние больных под постоянным контролем. Нельзя пропустить даже малейших изменений.

— У нас в отделении всего четыре человека со сложными пневмониями, — вводит в курс дела заведующая реанимацией Елена Койда. — Все мужчины. Возраст — от 63 до 84 лет. Без прививок. На аппарате ИВЛ — самый старший. Остальные получают постоянную кислородную поддержку. Одному сейчас делаем гемодиализ. К сожалению, почечная недостаточность — довольно частое осложнение COVID-19.

Елена Александровна анализирует: за прошлый год через реанимационное отделение прошли несколько сотен человек. Каждого второго пришлось подключать к ИВЛ. Самой тяжелой оказалась осенняя волна штамма «Дельта».

Каждый организм при встрече с вирусом ведет себя по-разному.

— Было много молодых людей, почти все непривитые, — акцентирует внимание Елена Койда. — Здесь, в ковидном корпусе, у нас 12 коек. При необходимости разворачивали дополнительные. Что касается нынешнего, уже уходящего «Омикрона», то его перенесли значительно легче. Он более скоротечен, лучше поддается лечению, не настолько зло­вреден, как предыдущий штамм. Легкие у пациентов быстро восстанавливаются. Хотя, бесспорно, есть и исключения. По-прежнему в группе риска тяжелого течения — люди пожилого возраста (как видите и по сегодняшнему контингенту), с сопутствующими патологиями сахарного диабета, ишемической болезнью сердца, онкологическими заболеваниями. И конечно же, те, кто отказался от прививок. Мы зарегистрировали у себя лишь единичные случаи госпитализации полностью вакцинированных.



Врачи делятся наблюдениями: каждый организм при встрече с вирусом ведет себя по-разному. Поэтому, несмотря на существование общих протоколов лечения, терапию тоже подбирают индивидуально — с учетом поведения вируса и сопутствующих заболеваний. Главное — победить. И даже если человек полтора месяца находится на ИВЛ (были и такие случаи) — это не приговор.

Искренне благодарны врачам оршанские пенсионерки Лариса Сергеева и Ядвига Хвороща. Обе около недели провели в реанимации и теперь утверждают: такой самоотверженности врачей в борьбе за жизнь человека никогда не видели. Они выстояли и победили благодаря медикам. Наученные горьким опытом оршанки уже сделали прививки и советуют другим не повторять их ошибок — приготовиться к встрече с вирусом заранее.


Мужество быть врачом

В реанимационном отделении больницы имени Семашко (есть еще и «чистая» реанимация) трудятся 148 человек. Двадцать из них — врачи. Коллектив молодой, но надежный и сплоченный. Новички при помощи более опытных коллег быстро адаптируются и становятся универсалами. Так, как того и требует неординарная санитарно-эпидемиологическая обстановка. Например, около полугода назад в отделение после получения дипломов ВГМУ прибыло пополнение: врачи-реаниматологи Елизавета Смолякова, Надежда Рогова, Александр Бертель и Махди Лайт Насер (сын палестинского врача, оставшегося работать в Беларуси). Никто не испугался трудностей, с честью выполняют свой долг.

…Врачебная смена — 24 часа. После этого некоторые доктора уходят на дневную смену — еще плюс 8 часов. Итого 32. Заведующая отделением признается: зачастую коллег в это напряженное время видишь чаще, чем членов собственной семьи. Поэтому так важен надежный тыл и понимание дома, а на службе — взаимовыручка и поддержка. По-другому никак.



Сейчас уже никто не прогнозирует, когда именно остановится пандемия и какая из ее последующих волн станет последней. Главное, что все мы привыкли жить и работать в условиях повышенной «боеготовности». И убедились в важности вакцинации. Кстати, в Витебской области полностью вакцинировано двумя компонентами свыше 62 процентов населения. В Шарковщинском, Ушачском и Чашникском районах приближаются к 70 процентам. Прививку получил каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет.


Такие показатели обнадеживают. Так же, как и опустевшие кровати здесь, в реанимационных блоках и пульмонологических отделениях Орши: сил у вируса, захватившего страны и континенты, остается все меньше.

…При выходе из красной зоны — полная дезинфекция костюма. После этого — долой комбез, щитки, бахилы. Респиратор меняем на чистые маски. Обрабатываем руки и блокноты. Свобода! Глубокий вдох на улице — жизнь продолжается. А там, на передовой, остаются врачи. Остаются для того, чтобы завтра полной грудью могли дышать те, за кого в эти минуты пока еще дышат аппараты.



ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Пиневич, министр здравоохранения: 

— Ситуацию с коронавирусом в Беларуси можно назвать хорошей. Наблюдаем менее 20 процентов от уровня госпитализации, которая значительно выросла во время последней волны. Все медицинские стационары тотально перепрофилируются на работу в обычном режиме. Будут ли новые вспышки? Несмотря на то что мои прогнозы иногда подвергаются критике, скажу: осенью коронавирусная инфекция перейдет в разряд сезонных. Такое мнение высказали 15 ведущих эпидемиологов страны. Мы видим, что страны, где применялись более жесткие меры, а вакцинации не уделялось должного внимания, получают так называемую вторичную волну. У нас другая ситуация. Более 62 процентов белорусских граждан уже вакцинированы первым компонентом.

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter