О необходимости поддерживать Храм для искупления душ вне зависимости от материального состояния
04.03.2016 10:27:28
“Когда будешь вести счет сынам Израиля по их исчислениям, то дадут они каждый выкуп за душу свою Творцу при исчислении их... половину шекеля, шекеля священного. Богатый не увеличит, а бедный не уменьшит от уровня половины шекеля давать в возношение Господу, чтобы искупить ваши души”. На этой неделе эти строки из книги Исход (Шмот, глава 30) прочтут в синагогах в качестве отрывка — его читают в особый субботний день Шаббат Шкалим, в который мы вспоминаем о приносимом даре для Храма в Иерусалиме.
Это очень понятные и важные строки из Торы, говорящие о необходимости поддерживать Храм для искупления душ вне зависимости от материального состояния. Даже с разрушением Иерусалимского Храма в I веке нашей эры их не перестали читать в субботу шекелей. А средства, собираемые в качестве половины шекеля, направляли религиозным учреждениям.
Но всегда ли в эту особую субботу читали только данный отрывок? В Талмуде (трактат Мегила 29) мы видим мнение мудреца Шмуэля началa III века нашей эры о том, что в Шаббат Шкалим нужно читать именно этот отрывок, так как в нем и говорится о заповеди дарования половины шекеля. Но его оппонент Рав Абба утверждает, что необходимо читать из книги Чисел (Бемидбар, глава Пинхас), где говорится о жертвоприношениях в Храме. Непросто себе представить, как ученики мудрецов, глав академий в Суре и Нехардеи читали разные отрывки. Правда, спустя некоторое время традиция осталась за мнением мудреца Шмуэля, но иное мнение никто из Талмуда не убрал.
Через десять веков рабби Аарон а Леви из Барселоны в своей “Книге Наставлений” (Сефер а хинух) обращает внимание на выражение “Богатый не увеличит, а бедный не уменьшит”. По его мнению, данная уравниловка должна была свидетельствовать о том, что и бедный, и богатый одинаково важны для Всевышнего. Но еще оставался вопрос о том, сколько это — половина священного шекеля, или на иврите махацита-шекель. Один из его педагогов, рабби Моше бен Нахман, на протяжении 70 лет был уверен в позиции рабби Ицхака из Испании о том, что шекель — это 17 граммов серебра. Но, прибыв в конце жизни в Израиль, в 72 года, он стал склоняться к мнению рабби Шломо Ицхаки из Франции о том, что шекель — это 14,6 грамма серебра.
Книга законов XV века “Шульхан Арух” должна была поставить точку в вопросах, что читать из Торы в эту субботу и каков вес шекеля, остановившись на 17 граммах (в разделе Хошен Мишпат, глава 88). Но в ХХ веке археологи находят шекели весом 14,6 грамма. Кстати, шекель в 80-х годах прошлого века становится валютой Государства Израиль. Самый большой номинал сегодня — 200 шекелей, на которых изображен третий президент этой страны Залман Шазар, родившийся в Беларуси в городке Мир.
Споры по поводу того, что считать половиной шекеля, как и сколько нужно жертвовать Храму, увы, не утихают до сих пор. Однако до нынешнего дня в Израиле действует монета “половина шекеля”. И это важная память о том, что история благих дел, половинок добровольных пожертвований в Храм или в те места, где изучают слово Всевышнего, как были важны для наших предков, так будут значимы и для наших потомков.
Это очень понятные и важные строки из Торы, говорящие о необходимости поддерживать Храм для искупления душ вне зависимости от материального состояния. Даже с разрушением Иерусалимского Храма в I веке нашей эры их не перестали читать в субботу шекелей. А средства, собираемые в качестве половины шекеля, направляли религиозным учреждениям.
Но всегда ли в эту особую субботу читали только данный отрывок? В Талмуде (трактат Мегила 29) мы видим мнение мудреца Шмуэля началa III века нашей эры о том, что в Шаббат Шкалим нужно читать именно этот отрывок, так как в нем и говорится о заповеди дарования половины шекеля. Но его оппонент Рав Абба утверждает, что необходимо читать из книги Чисел (Бемидбар, глава Пинхас), где говорится о жертвоприношениях в Храме. Непросто себе представить, как ученики мудрецов, глав академий в Суре и Нехардеи читали разные отрывки. Правда, спустя некоторое время традиция осталась за мнением мудреца Шмуэля, но иное мнение никто из Талмуда не убрал.
Через десять веков рабби Аарон а Леви из Барселоны в своей “Книге Наставлений” (Сефер а хинух) обращает внимание на выражение “Богатый не увеличит, а бедный не уменьшит”. По его мнению, данная уравниловка должна была свидетельствовать о том, что и бедный, и богатый одинаково важны для Всевышнего. Но еще оставался вопрос о том, сколько это — половина священного шекеля, или на иврите махацита-шекель. Один из его педагогов, рабби Моше бен Нахман, на протяжении 70 лет был уверен в позиции рабби Ицхака из Испании о том, что шекель — это 17 граммов серебра. Но, прибыв в конце жизни в Израиль, в 72 года, он стал склоняться к мнению рабби Шломо Ицхаки из Франции о том, что шекель — это 14,6 грамма серебра.
Книга законов XV века “Шульхан Арух” должна была поставить точку в вопросах, что читать из Торы в эту субботу и каков вес шекеля, остановившись на 17 граммах (в разделе Хошен Мишпат, глава 88). Но в ХХ веке археологи находят шекели весом 14,6 грамма. Кстати, шекель в 80-х годах прошлого века становится валютой Государства Израиль. Самый большой номинал сегодня — 200 шекелей, на которых изображен третий президент этой страны Залман Шазар, родившийся в Беларуси в городке Мир.
Споры по поводу того, что считать половиной шекеля, как и сколько нужно жертвовать Храму, увы, не утихают до сих пор. Однако до нынешнего дня в Израиле действует монета “половина шекеля”. И это важная память о том, что история благих дел, половинок добровольных пожертвований в Храм или в те места, где изучают слово Всевышнего, как были важны для наших предков, так будут значимы и для наших потомков.
Раввин Григорий Абрамович