О необходимости поддерживать Храм для искупления душ вне зависимости от материального состояния

Половинки добровольных пожертвований

“Когда будешь вести счет сынам Израиля по их исчислениям, то дадут они каждый выкуп за душу свою Творцу при исчислении их... половину шекеля, шекеля священного. Богатый не увеличит, а бедный не уменьшит от уровня половины шекеля давать в возношение Господу, чтобы искупить ваши души”. На этой неделе эти строки из книги Исход (Шмот, глава 30) прочтут в синагогах в качестве отрывка — его читают в особый субботний день Шаббат Шкалим, в который мы вспоминаем о приносимом даре для Храма в Иерусалиме.

Это очень понятные и важные строки из Торы, говорящие о необходимости поддерживать Храм для искупления душ вне зависимости от материального состояния. Даже с разрушением Иерусалимского Храма в I веке нашей эры их не перестали читать в субботу шекелей. А средства, собираемые в качестве половины шекеля, направляли религиозным учреждениям.

Но всегда ли в эту особую субботу читали только данный отрывок? В Талмуде (трактат Мегила 29) мы видим мнение мудреца Шмуэля началa III века нашей эры о том, что в Шаббат Шкалим нужно читать именно этот отрывок, так как в нем и говорится о заповеди дарования половины шекеля. Но его оппонент Рав Абба утверждает, что необходимо читать из книги Чисел (Бемидбар, глава Пинхас), где говорится о жертвоприношениях в Храме. Непросто себе представить, как ученики мудрецов, глав академий в Суре и Нехардеи читали разные отрывки. Правда, спустя некоторое время традиция осталась за мнением мудреца Шмуэля, но иное мнение никто из Талмуда не убрал.

Через десять веков рабби Аарон а Леви из Барселоны в своей “Книге Наставлений” (Сефер а хинух) обращает внимание на выражение “Богатый не увеличит, а бедный не уменьшит”. По его мнению, данная уравниловка должна была свидетельствовать о том, что и бедный, и богатый одинаково важны для Всевышнего. Но еще оставался вопрос о том, сколько это — половина священного шекеля, или на иврите махацита-шекель. Один из его педагогов, рабби Моше бен Нахман, на протяжении 70 лет был уверен в позиции рабби Ицхака из Испании о том, что шекель — это 17 граммов серебра. Но, прибыв в конце жизни в Израиль, в 72 года, он стал склоняться к мнению рабби Шломо Ицхаки из Франции о том, что шекель — это 14,6 грамма серебра.

Книга законов XV века “Шульхан Арух” должна была поставить точку в вопросах, что читать из Торы в эту субботу и каков вес шекеля, остановившись на 17 граммах (в разделе Хошен Мишпат, глава 88). Но в ХХ веке археологи находят шекели весом 14,6 грамма. Кстати, шекель в 80-х годах прошлого века становится валютой Государства Израиль. Самый большой номинал сегодня — 200 шекелей, на которых изображен третий президент этой страны Залман Шазар, родившийся в Беларуси в городке Мир.

Споры по поводу того, что считать половиной шекеля, как и сколько нужно жертвовать Храму, увы, не утихают до сих пор. Однако до нынешнего дня в Израиле действует монета “половина шекеля”. И это важная память о том, что история благих дел, половинок добровольных пожертвований в Храм или в те места, где изучают слово Всевышнего, как были важны для наших предков, так будут значимы и для наших потомков.

Раввин Григорий Абрамович
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter