Половина шекеля

Завтра первый день весны. Мы можем не почувствовать это по погоде, но точно заметим в календаре 1 марта.

Раввин Григорий АБРАМОВИЧ

Завтра первый день весны. Мы можем не почувствовать это по погоде, но точно заметим в календаре 1 марта. По еврейскому календарю сегодня вечером наступает новый месяц Адар (в этом високосном году это второй Адар), месяц, в котором он будет праздновать один из самых веселых праздников — Пурим. Суббота первой недели этого месяца примечательна тем, что во время ее размышляют над заповедью о половине шекеля.

Заповедь об отчислении полушекеля, или махацит а-шекеля, для нужд Храма находится в книге Исход (глава 30). Уже более двух тысяч лет, после разрушения Второго Храма в Иерусалиме, эта заповедь не выполняется как таковая, но изучается и используется для ряда благотворительных целей. По мнению раввина Герца, изложенному в книге “Тора: современные комментарии” под редакцией раввина Гюнтера Плаута, средства в половину шекеля, собранные как в Израиле, так и в Диаспоре уже в римскую эпоху, использовались для поддержки раввинских академий.

Для того чтобы понять, почему более двух тысяч лет евреи продолжают читать и рассуждать о махацит а-шекеле, нужно вникнуть в суть этой заповеди. Сказано в Торе о приношении половины шекеля Всевышнему: “Богатый не должен давать больше, а бедный не должен давать меньше”. Есть целый перечень пожертвований, который регулировался в зависимости от дохода и состояния, но только не ежегодное дарование половины шекеля. Мы читаем в книге Исход (Шмот) и книге Царей (Млахим II, главы 12 и 22), что данный, если можно сказать, Храмовый налог, и сбор средств для содержания и ремонта Храма давали возможность посчитать еврейский народ от 20 лет и старше. То есть, если бы богатые давали больше, а бедные меньше, невозможно было бы ни посчитать мужское население от этого возраста, ни быть уверенным, что каждый внес равную лепту в Иерусалимский Храм.

Готовясь к лекторию Религиозного Объединения Общин Прогрессивного Иудаизма, который также пройдет на этой неделе, я посчитал, сколько древняя монета серебром в половину шекеля, о котором говорит Тора, будет стоить сегодня в белорусских рублях. Получилось около 105 тысяч. Сумма немаленькая, но и не сильно бьющая по карману, учитывая, что она жертвовалась раз в год. Так почему же только половину шекеля, почему же не целый? Среди ответов на этот вопрос есть и такой. Мудрецы говорили, что половина шекеля искупала грех создания “золотого тельца”, однако, по их мнению, виноваты в нем были больше мужчины. Далее следует утверждение, что мужчина без женщины — это только “половина”, и для искупления достаточно половины шекеля. Неплохое утверждение для размышления перед 8 Марта.

Равноправие в служении Всевышнему, ощущение, что ты или твои благие деяния, вера, любовь являются половинкой, но без которой не будет цельности ни в семье, ни в общине — вот о чем повествует эта древняя заповедь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter