Полотно и колеса

Сегодня система оплаты проезда по платным дорогам должна заработать в полную силу
Сегодня система оплаты проезда по платным дорогам должна заработать в полную силу. Перейти из тестовой эксплуатации в коммерческую. Никаких остановок, шлагбаумов, нервно закуривающих водителей. Новинку, совсем не запоздалую, не получилось внедрить настолько быстро, как изначально хотелось. Увы, без трудностей в серьезном деле не обходится. Платные дороги должны были начать полноценно функционировать месяц назад. Но к этому оказались готовы не все водители. Старт перенесли на 

1 августа. Многие еще вчера получали устройства для оплаты. Больше отсрочек не планируется. Благодаря новой системе оплаты проехать Беларусь насквозь можно будет гораздо быстрее. На старт, внимание, марш! Но обо всем по порядку.

Кто платит


Сразу отметим, что для водителей легковых автомобилей и микроавтобусов, зарегистрированных в Беларуси, России или Казахстане, проезд бесплатный. Нововведения также не касаются мопедов и мотоциклов, тракторов и самоходных машин, транспортных средств оперативного назначения и используемых для оказания медицинской помощи, ликвидации чрезвычайных ситуаций или перевозок грузов гуманитарной помощи. Маршрутного транспорта, который перевозит пассажиров. Платить придется водителям легковых авто и микроавтобусов, зарегистрированных за пределами Таможенного союза. А также грузовиков, автобусов и трейлеров независимо от страны регистрации. В том числе и белорусских.

За что платит


Платными стали трасса М1 Брест — Минск — граница России, а также участки дорог М2, М3, М4, М5 и М6 общей протяженностью 815 км. Карту платных дорог можно найти на официальном сайте национальной системы электронной оплаты дорог (www.beltoll.by). Это, кстати, только первый этап проекта. На его второй стадии — со следующего года — статус платных должны получить еще 356 км автопутей между Минском и областными центрами. Будут еще третий и четвертый этапы. Общая стоимость проекта, который мы реализуем вместе с австрийской компанией Kapsch TrafficCom AG, 267 миллионов евро.

Сколько платит


30 июля опубликовано постановление Минтранса, которое определило стоимость проезда. Тариф для легковых машин составляет 0,04 евро/км. Для транспорта с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны с двумя осями — 0,08 евро/км, с тремя осями — 0,10 евро/км, четырьмя и более осями — 0,12 евро/км. Тем, кто будет хитрить, то есть платить не полностью или не установит бортовое устройство вовсе, придется раскошелиться. Их ждет штраф. В этой системе он называется платой в увеличенном размере. Она составит 50 евро в случае неполной оплаты и 100 евро в случае неоплаты для водителей легковых автомобилей и микроавтобусов. 130 и 260 евро соответственно для транспорта с допустимой общей массой более 3,5 тонны.

Неоплатой может считаться отсутствие бортового устройства, нерабочее состояние прибора, истекший срок его действия. Неполная оплата — если владелец грузового транспорта при регистрации указал меньшее количество осей машины.

Как платит


Оплата происходит автоматически. И невозможна без крепления бортового устройства на лобовом стекле автомобиля. Рамки, установленные над дорогами, считывают с него всю информацию. Когда списание средств происходит, водитель слышит только звуковой сигнал. Получить прибор можно в любом из специальных пунктов. Их уже открыто около пятидесяти: в Минске и областных центрах, на заправках вдоль трасс и в приграничных пунктах пропуска. Что очень удобно для иностранцев. Полный их перечень — на официальном сайте. Здесь же надо зарегистрироваться и создать «личный кабинет». Затем заключить договор на обслуживание с РУП «Белавтострада». Бортовое устройство выдается под залог. Тем, кто едет через Беларусь транзитом, на границе в одном из пунктов выдачи отдадут деньги, а «маячок» заберут. Сдать его сможет любой водитель, как только у него пропадет необходимость ездить по указанным дорогам. Размер залога — от 20 до 50 евро в зависимости от массы транспорта. Пополнить свой дорожный счет можно в тех же пунктах пропуска наличными. А также по безналу, используя топливные карты «Белоруснефти», «Берлио», Е100, Eurowag, ПЭК «Белавтострада».

Бортовое устройство персонифицировано, воспользоваться чужим, одолжить его не получится. Фотокамеры на рамках снимают все автомобили. Информация поступает в специальную базу данных. Если нарушение подтверждается, водитель в нее попадет и получит об этом извещение. Оплатить штраф нужно будет в течение 30 дней с момента составления акта.

Как следят


Следить за порядком на платных дорогах будет Транспортная инспекция. В распоряжение департамента по контролю оплаты проезда по платным дорогам передано 16 оборудованных автомобилей. Цена одного такого Volkswagen Transporter около 1,5 миллиарда белорусских рублей. И так дорого именно из–за оборудования. Специальные антенны, расположенные на машине, позволят инспекторам выявлять тех, кто не оплатил проезд во время движения или остановки. Они считывают сигналы бортовых устройств. У инспектора на экране сразу может появиться полная история нарушений. Если таковые были. На всякий случай у проверяющего под рукой и переносной мобильный сканер. Информация о нарушении мгновенно передается в головной офис инспекции.

Ездить сотрудники в одном автомобиле будут по двое. Один из них за рулем, другой — анализировать полученные данные. Нарушителю во время оформления протокола не придется мерзнуть или изнывать от жары на улице. Для него там предусмотрено отдельное сиденье. Машины инспекторов оборудованы всем необходимым, вплоть до сейфа для хранения бортовых устройств, денег и документов. Если авто, водитель которого решил проехать «зайцем», будет остановлено мобильной группой Транспортной инспекции, то нарушителю предложат прямо на месте оплатить штраф. Поначалу основное внимание инспектора уделят трассе М1 Брест — Минск — граница России. Будет вестись тщательный мониторинг выездов из Минска.


Куда звонить


Для пользователей платных дорог открыта специальная круглосуточная инфолиния. На все вопросы ответят по телефону +37517–2–798–798. Также можно писать на электронный адрес: info@beltoll.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter