“Полосочки” счастья

С древнейших времен в культуре разных народов пояс рассматривался как оберег, приносящий благополучие и здоровье его владельцуМарию Николаевну Стаселович из деревни Саковщина, что в Воложинском районе, называют не иначе как “местной достопримечательностью”. Двери ее дома никогда не закрываются, а количество гостей (многие даже из Западной Европы приезжают) постоянно растет. Все дело в том, что эта удивительная женщина — мастерица, которая чуть ли не единственная в регионе плетет пояса.

—  Пояса я именно плету, — рассказывает Мария Николаевна. — Все от начала и до конца — ручная работа. Продумываю узор, выбираю нитки... Плету именно так, как много лет назад меня учили бабушка и мама. В моей семье всегда ткали, занимались рукоделием. Помню, как-то мама меня посадила и говорит — учись, мол, а то стыдно — все при деле, а ты все бегаешь. Так работа и закипела. Бывало, в детстве пасем коров с девчатами, спрячемся одна от другой и плетем себе тихонько — соревновались: и кто быстрее сплетет, и у кого пояс лучшим получится.
Согласно данным этнографов, в былые времена пояс сопровождал белоруса с рождения и до смерти. Его надевали новорожденному при крещении вместе с крестом, а старообрядцы не расставались с ним даже в бане. При трудных родах все присутствующие в доме женщины должны были “распоясаться” — снять свои пояса. А на Украине роженицу заставляли переступить через разостланный на полу красный плетеный пояс — считалось, что тогда она легко будет рожать.
— В нашей деревне любое новое дело обязательно начинали с поясом, — продолжает Мария Николаевна. — Топишь в первый раз новую печь — накидываешь на нее пояс, входишь в новый дом — тоже должна быть “опоясанной”. Да и об эстетике даже в те времена не забывали. Например, самое простое: идет человек за ягодами, и если видели, что горшочек или ведерко у него висит на обычной веревке, а не на поясе — высмеивали хозяйку, которая мужа в таком виде выпустила в лес. Невеста как знак согласия на предложение выйти замуж через сватов передавала для жениха сотканный ею поясок — обычно красного цвета. После этого изменить свое решение и отказаться от замужества она уже не могла. Во время свадьбы поясом родители благословляли дочерей, а молодых связывали поясом и водили по кругу — “чтобы согласно жили”. Сегодня эти традиции постепенно возвращаются, как возвращается и интерес к самому поясу.
Поскольку пояс у славян всегда воспринимался как мощнейший оберег, то было естественным украшать его знаками, тоже имеющими функции оберегов. Сначала это были элементы орнамента, знакомые всем и потому легко читаемые. Иногда в своем сложном сочетании они образовывали целый рассказ, а позднее, когда язык орнамента забылся, узоры стали дополняться надписями.
— Сегодня, когда плету пояс, — завершает свой рассказ мастерица, — разговариваю с людьми уже не языком знаков, а прямо вписываю свои пожелания, то есть текст идет прямо на поясе — эдакая телеграмма. Тем самым я “вплетаю” в свою работу светлые мысли. Обучаю несколько учеников — передаю им свой опыт. Так что мое ремесло и мне в удовольствие, и людям — на добрую память...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter