Минск
-2 oC
USD: 2.12
EUR: 2.35

Как развивается история о десяти тиграх, застрявших на польско-белорусской границе по пути из Италии в Дагестан

Полосатый рейс

Как развивается история о десяти тиграх, которых перевозили из Италии в Дагестан, и почему зарубежные эксперты благодарят белорусскую службу ветеринарного надзора.

История о десяти тиграх, которых перевозили из Италии в Дагестан, облетела весь мир. Из-за проблем с документами животные застряли на польско-белорусской границе. Девять дней, проведенных в тесных клетках, подорвали их здоровье. Один тигр погиб. Сейчас семеро хищников находятся в зоопарке Познани. Еще двое — в частном зоопарке в Члухуве. В ближайшее время тигров перевезут в Испанию, где их приютит специализированный центр.



Теперь уже точно известно, что в Познани останется тигр по кличке Гог. В ночь на среду ему сделали операцию по очистке пищеварительного тракта. Ветеринары говорят, что шансы Гога выкарабкаться минимальны… С момента начала этой истории прошел почти месяц. Но до сих пор многие вопросы остаются без ответов. В частности, что было бы с животными, если бы они продолжили свое путешествие?

Ярослав Пшибыльский работает ветеринаром в зоопарке Познани. Именно он выхаживает животных, едва не погибших в «душегубке» на колесах. Пан Пшибыльский убежден: тигры остались живы только благодаря сотрудникам ветеринарной службы, которые работают на белорусской границе. Изучив документы и увидев состояние животных, они не пропустили полосатый груз дальше. Польский ветеринар говорит, что к пункту назначения хищники вряд ли бы приехали живыми:

— Условия, в которых перевозились животные, были ужасными. С подобным я никогда не сталкивался. Хищники не могут ехать в грузовике на протяжении нескольких суток без остановок, без отдыха, без нормального питания. Они сидели в собственном помете и моче. У всех животных начала развиваться мышечная недостаточность, которая могла привести к их гибели за короткое время. Для транспортировки хищников существуют специальные клетки, а перевозка происходит в сопровождении ветеринара с полным пакетом документов, абсолютно гуманным способом, — говорит Ярослав Пшибыльский.
По оценкам природоохранных организаций, за последние два десятилетия из ЕС в Азию было вывезено более 160 тигров. Там почему-то считают, что хищники, привезенные из Европы, крупнее и сильнее. Это как с автомобилями — европейские, значит, качественные. Поэтому дельцы и стараются доставить их в Азию всеми возможными способами. Зачастую незаконными
Ветеринар не исключает, что животных могли вести не в зоопарк, а… на убой. На черном рынке живой тигр стоит десятки тысяч евро. Мертвый, если продать его органы, — еще дороже. Кожа, кости, когти, мясо используются в традиционной восточной медицине и стоят немыслимо дорого. Например, один грамм кости тигра на черном рынке оценивается примерно в 60 евро. Примечательно, что 85% мировой торговли этими хищниками приходится на Европу, но судьба проданных тигров известна далеко не всегда. Осложнить бизнес дельцам теневого рынка призвана Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Наша страна к ней присоединилась в 1995 году. Логично, что на белорусской границе у перевозчика тигров потребовали предоставить документы, подтверждающие законность транспортировки. В полном соответствии с Конвенцией. У перевозчика документов не оказалось…

Но как тигры пересекли практически всю Европу и почему только наши службы заинтересовались законностью их перевозки? Директор Познаньского зоопарка Ева Зграбчинска объяснила:

— Груз не контролировали, потому что его перевозили по Шенгенской зоне. К тому же хищников поместили в фургон, на котором было написано слово «Лошади». Это не вызвало никаких подозрений. Хотя есть четкие требования к маркировке автомобилей, которые перевозят таких животных.


Белорусско-польская граница. Пункт пропуска «Козловичи». Каждый день здесь оформляют порядка 2,5 тысячи фур. Начальник Брестского погранично-контрольного ветеринарного пункта Димитрий Веренич рассказывает:

— Наши сотрудники работают в пунктах пропуска на польском и украинском участках границы. Главная задача — не допустить заноса заразных болезней для человека и животных на территорию Беларуси, контролировать безопасность ввозимой продукции: животных и продуктов животного происхождения, кормов, всевозможных добавок и так далее. Сотрудники погранично-контрольного ветеринарного пункта выполняют определенные виды контроля: документарный, физический и лабораторный. Что касается перевозки животных, то чаще всего через границу перемещают сельскохозяйственный скот для заполнения ферм на территории Евразийского экономического союза. Диких животных, как правило, перевозят цирки и зоопарки. Конечно, нарушения случаются. Люди ошибаются. Но мы всегда стараемся идти навстречу перевозчику. Даем возможность предоставить недостающие документы, что-то запрашиваем по своим каналам. Время, на которое мы можем приостановить движение груза, четко оговорено. Для того чтобы мы не пропустили какой-то груз через границу, нужны веские основания.

Историю с тиграми, которых везли из Италии в Дагестан, Димитрий Веренич знает в деталях. По его словам, перевозчик вместо оригиналов ветеринарных документов предоставил копии. Более того, получателем груза значилось одно юридическое лицо, а документы были выписаны на другое. Регистрационный номер грузовика не совпадал. Инспектор принял решение посмотреть на животных.

— В тот момент тигры находились в удовлетворительном состоянии. Но клетки, в которых перевозили хищников, были небольшие. К тому же у экспедитора не оказалось ни корма, ни воды для животных. Доступа к тиграм тоже не было. Как их чистить, обслуживать, кормить? Мы приняли решение вернуть груз на сопредельную сторону.

Димитрий Веренич отмечает, что с подобными недобросовестными перевозчиками приходится сталкиваться крайне редко. Как правило, экспедиторы — люди обученные, которые хорошо знают, как перевозить животных, чем кормить, как обслуживать. Документы оформлены нужным образом. По словам начальника Брестского ПКВП, контрабанда диких животных — нечастое явление на нашей границе:

— За 19 лет работы я могу вспомнить буквально пару случаев, когда животных действительно пытались провезти контрабандой. В личных авто находили спрятанных черепашек, голубей. Но с подобным приходится сталкиваться крайне редко. Через «Козловичи» и вовсе нелегально перевозить животных не рискуют — за такое можно лишиться дорогостоящего транспортного средства.

Хищники не могут ехать в грузовике на протяжении нескольких суток без остановок, без отдыха, без нормального питания. Размер клеток был неприемлемым. У тигров не было возможности сменить положение, вытянуть лапы.

За 10 месяцев 2019 года инспекторы ветеринарного пункта в «Козловичах» проверили более 11 тысяч транспортных средств, которые перевозили через границу животных, корма, добавки, мясо и так далее. При этом 335 грузовиков были вскрыты, 318 возвращены на сопредельную сторону.

Рынок нелегальной торговли дикими животными оценивается в 23 миллиарда долларов. По словам Анны Плащик из польского фонда Viva!, основными получателями живого товара являются отнюдь не зоопарки, а как раз поставщики ингредиентов для традиционной азиатской медицины.

— По большому счету, эти тигры вообще не должны были покидать Италию, потому что организация перевозок таким способом недопустима. Я до сих пор не понимаю, как польский ветеринар не увидел препятствий для выпуска животных из Европейского союза?  — сказала Анна Плащик в интервью TVN24.

По словам эксперта, часто торговцы дикими животными действуют под прикрытием цирков. Для оформления незаконной перевозки цирки подписывают соглашения друг с другом об обмене. После совершения сделки о дальнейшей судьбе животных остается только догадываться. Куда действительно ехали тигры, следовавшие из Италии в Дагестан, еще предстоит выяснить. Над этим работают следственные органы Италии и Польши. Ну а белорусская служба пограничного ветеринарного надзора свои обязанности выполнила на отлично, говорят зарубежные эксперты.

losich@sb.by

Фото автора и из интернет-источников
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
4.2
Загрузка...