Полосатый рейд

Санслужбы изучают арбузный рынок
Санслужбы изучают арбузный рынок

Выбираю самую большую полосатую ягоду — килограммов с десять на глаз. «Девушка, взвесьте мне половинку арбуза», — прошу продавца торговой палатки, расположенной на брестской улице Гоголя.

— В разрезанном виде не продаем, — отвечает та, поглядывая на мою спутницу. Оказалось, Елену Данилюк, помощника врача–гигиениста Брестского зонального центра гигиены и эпидемиологии, с которой я отправилась посмотреть, насколько цивилизованно в Бресте торгуют бахчевыми, продавец Наташа знает в лицо. Может, поэтому отказалась продать пол–арбуза? Но Елена Николаевна не сомневается, что здесь правил не нарушают. Обычно у тех, кто запросто может взвесить половинку сочной ягоды, на столе лежит нож — самая верная примета. Ножа нет, и документы у продавца в порядке: медицинская книжка, ассортиментный перечень согласован. С виду фрукты и овощи — загляденье. Желаем удачного дня и побольше покупателей.

Метрах в двухстах, на углу улиц Гоголя и Кирова, стоит еще одна палатка. Арбузов здесь нет, зато дыньки — большие, зрелые, ароматные. Просим продавца показать удостоверение качества и безопасности. Оказывается, нет не только удостоверения, но даже разрешения на торговлю дынями. В одном из ящиков замечаем апельсины и одинокий грейпфрут — всего по тысяче за килограмм. Знаете, почему так дешево? Потому что все подгнившее!

— Это уценка, бабушки иногда просят подешевле, — признается продавец Алена и быстро забирает ящик с помятым грейпфрутом в палатку. Уцененные до четырех тысяч за килограмм яблоки тоже восторга не вызывают: у многих бока подгнили. Кто же купит подпорченные плоды да за такие деньги?

— Мы столько рейдов провели, наказали многих, но предприниматель Евгений Калиновский никого не боится! — сокрушается Елена Данилюк и вызывает хозяина палатки в центр гигиены и эпидемиологии для беседы. Не исключено, что все нужные документы у него с собой, но по правилам они должны находиться у продавца. Да и понятно, что гнильем торговать запрещено...

Пик торговли бахчевыми традиционно приходится на август — начало сентября. Уже месяц сотрудники Брестского зонального центра гигиены и эпидемиологии проводят в рейдах: проверили 29 торговых мест на 5 рынках города и 34 палатки в микрорайонах. Двенадцати предпринимателям пришлось заплатить штрафы. У кого–то не было документов, подтверждающих хорошее качество арбузов и дынь, где–то нарушались условия и сроки их хранения, а бывало, что продавцы торговали без санитарных книжек.

— Нарушения правил торговли бахчевыми есть, но ситуация намного лучше, чем год–два назад. Не выявляли мы превышения допустимых норм по нитратам, ядохимикатам и другим токсическим элементам. Арбузы и дыни закупаются не у кого попало, как раньше случалось, а у конкретной фирмы. Вдоль дорог уже никто не торгует. Приучаем предпринимателей к порядку, — подводит итоги рейдов главный врач центра Геннадий Радченко.

Но возле каждой палатки проверяющего не поставишь, поэтому и нам, потребителям, нужно быть внимательнее. По правилам рядом с полосатым арбузным «развалом» должен лежать разрезанный арбуз, чтобы покупатель мог убедиться в его зрелости. А вот покупать разрезанные ягоды нельзя, потому что в торговых точках нет условий для того, чтобы помыть нож, арбуз и руки. Вырезать маленькие пирамидки в арбузах продавцам запрещено по той же причине. Не стесняйтесь спрашивать удостоверение качества и безопасности. Если вам его не дают, не рискуйте. Отправляйтесь за полосатым лакомством в другое место. Благо недостатка в арбузах нет. И солнечные ягоды в нынешнем сезоне просто объедение — сладкие, с нежной малиновой мякотью!

Кстати

Самый простой способ выбрать спелый арбуз — попытаться проткнуть кожуру арбуза ногтем указательного пальца. У спелого арбуза корка твердая, как бронежилет, и ноготь в него не входит. Если ягода протыкается так же легко, как зеленый огурец, значит, она недозрела.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter