Полонез прощания

Саундтреком к репортажу о слонимском футболе я выбрал бы композицию ВИА «Синяя птица» «Клен»: «Опустел тот клен, в поле бродит мгла, а любовь, как сон, стороной прошла...»

Саундтреком к репортажу о слонимском футболе я выбрал бы композицию ВИА «Синяя птица» «Клен»: «Опустел тот клен, в поле бродит мгла, а любовь, как сон, стороной прошла...»


Когда–то местная команда называлась красиво и загадочно: «Альбертин». Футбольное поле располагалось невдалеке от территории дворцово–паркового ансамбля графа В.Пусловского, в честь этого исторического предместья и нарекли слонимский клуб. Энтузиазма у его создателей в годы ранней эпохи суверенного футбола было хоть отбавляй, энергия била ключом. Геннадий Бабошкин, хорист и дирижер, директор местного Дома культуры, взвалил на себя бремя начальника команды, благо хватку для такой пробивной должности имел крепкую, а в тренерский хомут впрягся Сергей Грабун. «Альбертин» тогда гремел и вскоре совершил рывок: вышел сперва в первую лигу, преобразовавшись в профессиональный клуб, а затем шагнул и в высшую. Правда, аристократичное, вензельное название «Альбертин» пришлось сменить. Суровые законы реальности романтику ярких образов подправили под свой строгий стиль. Слонимский футбольный клуб переименовался сперва в сухой пролетарский КПФ (камвольно–прядильная фабрика), а затем с 1996 года окончательно «опопсел», приобретя столь привычное каждому уху название «Коммунальник».


Поросло травой место наших встреч


О старом добром «Альбертине» сейчас здесь мало что напоминает. Дворцово–парковый комплекс имеет вид неухоженный и даже зловещий, вечером среди его деревьев и каменных глыб покосившихся построек вполне можно снимать фильмы о вампирах. Вот тот самый Дом культуры, не дом — дворец: с шикарными каменными львами у входа, породистыми, будто в родственных связях со знаменитыми питерскими состоят. Здесь в свое время и директорствовал Бабошкин, а сейчас недалеко от львов молодежь на лавочке пьет пиво и о чем–то шумит. Вряд ли о футболе. Рядом на пустыре с крапивой потерялась баскетбольная площадка странной конструкции: она будто от кого–то спрятана и находится на уровне пары метров ниже земли. За Домом культуры — еще один старинный особняк: необычайного вида Дворец спорта с мощной каменной статуей у входа. Прямо спартанец, только выряженный полинялыми красками в футболиста. Если бы он умел говорить, то, наверное, с радостью рассказал бы о временах гораздо лучших для себя, этого исторического комплекса и всего слонимского футбола. Геннадий Бабошкин нынче поет в церковном хоре («для души», как сам говорит), а Сергей Грабун и вовсе попал в историю. В январе он был дисквалифицирован Белорусской федерацией футбола на 5 лет с формулировкой: «За то, что, используя служебное положение, создал систему сбора денежных средств с футболистов и тренеров для достижения положительных результатов в футбольных матчах...»


Об этом, впрочем, в Слониме вспоминать не любят и не хотят. Как только разговор, петляя по дорожкам детского футбола и преодолевая ухабы исторических экскурсов, подходил к теме Сергея Грабуна, он будто в стену утыкался. Собеседники или просили выключить диктофон, или просто предпочитали сыграть в молчанку. Да и вообще Слоним показался местечком довольно противоречивым — город контрастов, как сказала бы о нем известный управдом. Весь будто пропитанный стариной, он не производит впечатления целостного, полного, системного. Впрочем, расшифровывать эти свои ощущения не является сегодняшней моей задачей, а потому — к футболу. Главной цели визита в Слоним.


Эх, штаны мои на дяге*


Первое, что бросается в глаза, когда начинаешь интересоваться сегодняшней жизнью слонимского футбола, — странное несоответствие. Прошли те времена, когда «Коммунальник» был в городе основой основ, он давно уже из статуса любимых сыновей перекочевал в пасынки и вместо обновок носит штаны в заплатах — на новые джинсы денег нет, но в нынешнем году у него вдруг появился младший брат. Назовем его так: внебрачный сын города и УМГ (управления магистрального газопровода) клуб «Белтрансгаз».


Для небольшого провинциального Слонима две футбольные команды кажутся явным перебором. Тем более если ни одна из них не показывает игры яркой и вдохновенной, и как результат обе обосновались в подвале турнирных таблиц второй и третьей лиг.


Нынешний директор «Коммунальника» Александр Саванец — человек серьезный и порассуждать на заданную тему согласился.


Но интервью свое, в котором не было ничего сенсационного и тем более крамольного (ведь цифры бюджета команды вряд ли можно отнести к секретным сведениям, как и рассказ о структуре детского футбола в городе), а лишь объективный взгляд на вещи, попросил не печатать, «чтобы избежать проблем». Какие могут быть проблемы у человека, болеющего за свое дело, вопрос для демократического общества странный и непонятный.


Но просьбы своих собеседников мы уважаем, а потому за информацией пришлось обратиться к другим источникам, коих, слава Богу, в Слониме и в сети интернет хватает. Но история удивительная: казалось бы, приезду корреспондента и вниманию к своей скромной провинциальной персоне должны быть рады, им дают трибуну и возможность выступить на всю страну, а тут такой невероятный поворот событий…


Так, удалось выяснить, что в Слониме в футбол сейчас играют 6 команд: «Коммунальник» в первой лиге, «Белтрансгаз» во второй, молодежный состав «Коммунальника» выступает на первенстве области, плюс три юношеских коллектива разных возрастов. Примерно половина игроков «Коммунальника» — собственные воспитанники. Не секрет, что для того, чтобы подготовить хорошего игрока, нужны условия, а в Слониме, как мы увидели собственными глазами, с этим напряженка. Сейчас в молодежной сборной играют два воспитанника слонимского футбола — Дмитрий Юзвович и Антон Бубунов, оба сегодня представляют минский «Партизан».


Что касается команды «Белтрансгаз», то она позиционирует себя не как слонимский клуб, а как республиканская команда, которая базируется в Слониме. Тем не менее для футбола в городе делает немало и развивается он справно. А «Коммунальник» давно не блистает, хотя в прежние годы финансирование, говорят, имел немалое. Но то раньше, а теперь едва хватает на поддержку штанов.


Отчасти с этим связана и тренерская чехарда, наставники меняются в клубе каждый год, а в иные и по два раза: Шубенок, Савицкий, Лазарчик, Гольмак, Скоробогатько, Данилевич, Ермоленко, Бразовский, Корнев и это не полный список. Как видно, все специалисты очень приличного уровня, но работали они до того момента, пока не понимали, что выше головы здесь не прыгнешь, а потом уходили. Последняя замена на тренерском мостике случилась совсем недавно, в отставку ушел Руслан Корнев. Он местный воспитанник, один из лучших детских тренеров не только в области, но, может быть, и в стране. Ему на смену пришел Леонид Савицкий, второй раз вошедший  в одну реку. С его возвращением игра команды преобразилась, а сам Леонид Альбинович пообещал оставить «Коммунальник» в первой лиге.


Без удобств


Руслана Корнева мы нашли на стадионе «Динамо», втором по значимости в городе, где две команды уровня первенства страны. Но для начала нужно было найти сам стадион.


Сказать, что он находится в запустении, — значит просто тактично промолчать. Он — в состоянии ужасающем. Не хочу вдаваться во все подробности передачи этого сооружения из одних рук во вторые и наоборот — это дела городские, но глазу представилась картина печальная. Особенно если учесть, что здесь выросло не одно поколение слонимских футболистов и здесь же пытаются, как цветы сквозь асфальт, расти следующие. Мы с Русланом усаживаемся на ломаные доски трибун (сколько же лет они, бедные, не знали не только ремонта, а даже легкой освежающей красочки!), и взгляд упирается в противоположную сторону, где могучий некогда бетонный забор, мощной стеной окружающий стадион, рухнул, обнажив зияющую дыру в какой–то двор.


— Удобств нет, — говорит Руслан, и я почему–то не удивляюсь. — Вернее, они есть, но душ и туалет не функционируют. Иными словами, ни света, ни воды — условия спартанские. А чего ожидать, если на всю детско–юношескую школу выделяется 7 миллионов рублей. А ведь у нас 4 вида спорта: гандбол, футбол, гимнастика и бокс. Что на них можно сделать? За три года ничего из спортивного инвентаря не приобрели. В «Коммунальнике» перебиваются с хлеба на воду. Я ушел оттуда сам. Посчитал, что это унижение. 15 лет работаю тренером и таких результатов не было никогда. Селекцию провели слабую, времени на подготовку не было вообще. Финансы, а точнее, их отсутствие сделали свое дело. Зимой были большие задолженности по прошлому году. Многие игроки покинули команду. Часть выделенных средств ушла на покрытие долгов, в итоге во время предсезонки провели всего 10 игр, но ни одного матча не сыграли хотя бы на 80 процентов оптимальным составом. Не было денег съездить в Минск и Гродно на товарищеские матчи с «Неманом» и «Динамо», хотя звали, не провели ни единого сбора. Вопрос встал о жизни или смерти команды, и только тогда городские власти обратили внимание на клуб. Планировал доработать до конца круга, но обстоятельства пересилили.


В это время мимо нас прошествовала шумная ватага мужиков из Ошмян — любительская команда пожаловала на поединок первенства области. «Хиреет уровень», — замечает мой взгляд Корнев. Он становился трехкратным чемпионом страны со своими юношескими командами, но сегодня былого вдохновения в работе уже не испытывает.


— Уличного футбола как такового нет, — констатирует тренер. — Набор осуществляю в школах, хожу по 2 — 3–м классам. Из 26 набранных сохранилось 19 — очень неплохо. Раньше я сам и мячи шил, и бутсы детям чинил, а сейчас запал прошел. Хотя после неудачи в «Коммунальнике» снова захотел доказать, что могу. В первую очередь доказать себе.


Я слушаю Руслана и представляю, вернее, не представляю, чему можно научить пацаненка на этом «кочкодроме». Для того чтобы забить пулю вот этим «областникам», поляна «Динамо» (на ней, кстати, и матчи высшей лиги когда–то проводили, были времена) худо–бедно годится, но малыши–то в чем виноваты? Кочки только обыгрывать и научатся, если ноги, конечно, целыми останутся...


— Мне нравится подход к делу в «Белтрансгазе», — говорит Корнев на прощание и ставит в пример Алексея Шубенка, главного тренера «газовиков», который когда–то возглавлял «Коммунальник», в бытность его клубом высшей лиги. — Власти должны хотя бы ходить на футбол, тогда он будет жить и развиваться. В Слониме этого огонька нет...


Есть мясо, есть газ


В Слониме новую команду окрестили «Газмясом». Если судить по результату 10–го тура, в котором «Белтрансгаз» уступил на своем поле «Клеческу» — 0:7, то ассоциации правильные. Только судить по одной игре главный тренер команды Алексей Шубенок не советует.


— Мы ведь только начинаем  свой путь. В прошлом году победили в первенстве области, в этом заявились во вторую лигу. Команда существует благодаря начальнику слонимского УМГ Юрию Валентиновичу Бессонову. Потихоньку развиваемся, строим стадион...


Сегодня «Белтрансгаз» и «Коммунальник» делят на двоих один — «Юность». Две хозяйки на одной кухне хоть и мозолят друг дружке глаза, но живут дружно, не ссорятся. А болельщики? На поединок против одного из лидеров второй лиги — «Слуцксахара» — их пришло немного, а сама игра, честно признаться, навевала грусть. На следующий день, когда пинскую «Волну» принимал «Коммунальник», зрителей было еще меньше — 300 человек на 2.200 мест. Мягко говоря, не шикарная посещаемость...


Однако Алексей Шубенок продолжает верить, что славные времена слонимского футбола можно вернуть. Последние 10 лет он работал и в Могилеве, и в Лиде, и в Жлобине, но вернулся домой и собрал под свое крыло молодой и амбициозный тренерский штаб, в который вошли некогда известные футболисты Гродненщины — Евгений Савонь и Георгий Татарашвили. «Не так уж плох этот футбол», — спорит он со мной, а на вопрос: «Что будет, если две слонимские команды окажутся в одной лиге?» — смешно шутит: «Ну как что? Будем, как «Интер» и «Милан»...»


До «Милана» при всем оптимизме Слониму еще очень далеко. Алексей Иванович по–доброму завидует даже Жлобину — «там положили такое искусственное поле — это просто фантастика» и Орше — «сказка, какой там спорткомплекс: две трибуны с козырьками, табло, корты...» Ничего этого в Слониме нет. Говорят, прозвище здешних футболистов — слоны. Очень странно, ведь слонов–то я и не заметил...


* В Толковом словаре Даля «дяга» — кожаный пояс, ремень.

 

Фото Оксаны Ллицкевич.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter