Полонез Огинского снова зазвучит в Залесье

ЗА НОВОСТЯМИ из усадьбы знаменитости в деревне Залесье Сморгонского района я слежу давно

По значимости усадьбу в Залесье, которую в ХIХ веке метафорично называли Северными Афинами, сравнивают с Ясной Поляной Толстого, Михайловским Пушкина. В этот же ряд можно поставить и Дом-музей Репина в Здравнево, о котором «Усадьба» рассказала в прошлом номере. Талантливый композитор и политический деятель провел в Залесье немалую часть своей жизни — более 20 лет, пока не покинул родину навсегда. Именно по этим местам он тосковал, будучи в эмиграции, именно здесь был написан и впервые прозвучал известный во всем мире полонез ля минор «Прощание с Родиной». Уже поэтому реставрация усадьбы Огинского стала весьма ожидаемым событием, причем не только в Беларуси.

В начале ХIХ века свой загородный дом Михал Клеофас Огинский превратил в настоящий культурный центр, где постоянно звучала музыка, шли горячие обсуждения последних событий, проводились балы. Здесь частыми гостями были видные культурные и политические деятели.

Впрочем, уже тогда дворец притягивал не только своей бурной жизнью, но и внешним видом. Усадьба досталась композитору в наследство от дяди в 1802 году. Он тут же принялся за перестройку. И скоро на месте старого деревянного дома появился каменный дворец. Проект дома подготовили профессор Виленского университета Михаил Шульц и губернский архитектор Иосиф Пуссе — в то время одни из лучших профессионалов в своей области. Дом создали в стиле модного тогда классицизма.

В то же время историки отмечают, что в сравнении с типичными владениями магнатов новая усадьба композитора получилась на удивление скромной. И все же это был довольно просторный одноэтажный дом, в котором, помимо прочего, имелась отнюдь не скромная оранжерея.

Усадебный дом был почти квадратным. Оригинальный вид зданию придавали восемь боковых алькежей (отдельная часть дома, выступающая за общий периметр стен и накрытая собственной крышей) — по два на каждом фасаде. Центр главного фасада был выделен небольшим ризалитом с парадной двухпролетной лестницей. На тыльной стороне дома находилась просторная галерея.

Были в усадьбе и большой бальный зал, домашняя часовня с красивым резным алтарем, мельница и множество других построек. По бокам от основного здания располагались два отдельно стоящих небольших одноэтажных Г-образных павильона.

Особенной гордостью Залесья в те годы были парки. Усадьба Михала Клеофаса располагалась в глубине обширного сквера во французском стиле, который имел форму прямоугольника. Его центральная часть представляла собой так называемый «зеленый партер» со сложным геометрическим узором, созданным из оригинально подстриженных газонов, кустарников и невысоких деревьев. По бокам располагались тенистые липовые аллеи. Также к комплексу относились искусственное озеро, за которым располагалась мельница, двор с хозяйственными постройками.

К сожалению, время не пощадило дворцово-парковый комплекс. После Огинских в имении размещались в разные периоды времени частный пансионат, советский санаторий, штаб немецкой армии и дом престарелых. Долгие годы здание и вовсе пустовало, что не могло не отразиться на памятнике архитектуры: фасад утратил свой лоск, о некогда роскошном французском саде и уникальной оранжерее свидетельствовали лишь архивные документы. Из интерьеров практически ничего не сохранилось, за исключением разве что двух печей и камина. Но и те не принадлежали Огинскому, а были установлены в начале XX века новыми хозяевами, купившими у композитора усадьбу. Не уцелели и оригинальные вещи Огинских. Впрочем, во времена композитора дворец не отличался богатым убранством. Здесь было все довольно просто, но функционально.

Былой блеск Северным Афинам пытались вернуть еще в 1978 году — именно тогда впервые взялись за реконструкцию усадьбы Огинского. Работа, к слову, проделана немалая: археологические раскопки, необходимые историко-архивные и библиографические исследования,  строительные проекты по реставрации и реконструкции объектов усадьбы. В ходе работ выяснилось, что на территории комплекса было много различных построек.

Следующая попытка восстановить усадьбу была предпринята в начале 90-ых. Но тогда из-за нехватки средств реставрация скорее походила на консервацию объекта. Впрочем, это и позволило сохранить объект до нынешних преобразований.

На этот раз в реконструкцию вложили более 23 миллиардов рублей. В планах архитекторов и реконструкторов не только восстановить усадебный дом и прилегающий к нему парк, но и создать здесь полноценный историко-культурный и туристический комплекс.

Заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Сморгонского райисполкома Татьяна Ражева поясняет:

— Комплекс включит в себя несколько частей. Во-первых, это сам Дом-музей, где будет тематическая экспозиция. посвященная жизни Огинского. Во-вторых, в усадьбе вновь откроют цветочную оранжерею. В-третьих, концертный зал на 88 мест. В будущем будем здесь проводить концерты, музыкальные вечера. Уже есть договоренность с Минским областным драмтеатром из Молодечно о показе здесь их спектакля о жизни Огинского — к слову, это единственная в Беларуси театральная постановка на эту тему.

И это далеко не все, что сможет предложить своим гостям из XXI века усадьба Огинского. В планах — возобновить традицию проводить праздничные балы. Чуть позже здесь появится и несколько гостиничных номеров по примеру Мирского замка. Так что остановиться в усадьбе композитора на несколько дней можно будет легко. Тогда появится время у заезжих гостей и внимательнее осмотреть усадебный дом, и вдоволь погулять по парку, «где вечером из окон слышатся лишь звуки полонеза». Ведь можно сколько угодно восхищаться великими людьми: зачитываться их биографиями, заслушиваться музыкой и любоваться картинами. Но только побывав в местах, о которых они с таким трепетом отзывались, удастся понять их тонкую натуру или даже вдохновиться на создание собственного шедевра. И Залесье в этом плане — беспроигрышное место.

— Комплекс привлечет туристов. Уже сейчас они приезжают, прогуливаются по парку. Когда же предложим им более насыщенную культурную программу, думаю, они с еще большим интересом начнут приезжать в Залесье, — говорит Татьяна Ражева.

Аналогичную уверенность чуть ранее высказал и председатель Гродненского облисполкома Владимир Кравцов. По его словам, усадьба была популярна у гостей, почитателей творчества замечательного композитора, даже в неприглядном виде, а когда откроются концертные залы, музейные комнаты, поток туристов здесь значительно возрастет.

Яна МИЦКЕВИЧ, «СГ»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter