— Для нас это не дань моде, а насущная потребность, — говорит заместитель директора филиала Виталий Атаманчук. — Главное преимущество электробусов — их экологичность. Постепенный отказ от производства транспорта с двигателями внутреннего сгорания — тенденция, которой следуют крупнейшие мировые автоконцерны.
Электробусы будут работать на одном из самых длинных маршрутов — № 17 «Медгородок — микрорайон Кленковский». Его протяженность около 20 километров. За руль сядут самые опытные водители.
Один из них, Владимир Осипенко, делится первыми впечатлениями:
— Кабина роскошная — комфортно, просторно и обзор отличный. Отдельное водительское спасибо за кресло: регулируются не только высота и углы наклона спинки, но и приближение к рулевому колесу. Под себя можно настроить идеально. А когда проводишь в нем много часов, это крайне важно. Удобно и то, что можно регулировать повороты боковых зеркал не выходя из кабины.
Впервые клавиши управления дверями размещены на рулевом колесе. В центре приборной панели цветной монитор, отображающий все необходимые водителю параметры, включая уровень заряда батарей. Полная их зарядка длится около шести часов.
Механик колонны № 2 Виктор Маклюк отмечает интересный момент:
— По документам запас хода электробуса от полной зарядки составляет 300 километров. К нам они приехали из Минска сами, преодолев чуть больше этого расстояния. И у одного из них сохранилось 27 процентов заряда, у другого — 18 процентов. Видимо, из‑за того, что один электробус перегоняли в сухую погоду, а второй — в ненастье, когда расход энергии выше.
В электробусе три системы кондиционирования. Каждая отвечает за климат‑контроль своего участка. Это кабина, салон и сердце машины — аккумуляторный отсек. Для максимально эффективной эксплуатации там также необходимо обеспечивать соответствующий температурный режим.
Вместимость салона — чуть более полутора сотен пассажиров. Мамы с колясками и пожилые люди наверняка оценят то, что ступенек при входе нет вовсе. А тех, кто не расстается с мобильниками, порадует наличие в салоне розеток с USB‑портами.
Серебристая гармошка посередине смотрится эстетично, и в отличие от дизельных собратьев здесь нет мест, куда пассажиры умудряются регулярно ронять телефоны. Пыль из‑под колес в салон не проникнет. Светодиодные светильники внутри и снаружи дают хорошее освещение при более экономном расходе электроэнергии.
Отдельно стоит отметить футуристический вид электробуса. Проехаться в нем удалось пока лишь по территории автопарка. Главное впечатление пассажира — мягкость движения и непривычная тишина. Двигатель не рычит, а, скорее, урчит — ненавязчиво и успокаивающе.
Производитель техники — белорусская компания BKM Holding (ранее «Белкоммунмаш»). Ее специалисты сейчас настраивают зарядную станцию для электробусов. А незадолго до этого один из зеленых новичков вернулся из областного управления ГАИ, где для него были получены номерные знаки. Для автобуса это как паспорт, дающий путевку в долгий путь на пользу пассажирам.
prolesk@sb.by