Полный уезд

Престижные авто становятся дефицитом?
Престижные авто становятся дефицитом?

Российский автомобильный рынок погрузился в пучину жесткого дефицита. Для того чтобы приобрести приглянувшуюся новую иномарку, иногда приходится ожидать своей очереди очень и очень долго. Например, потенциальным обладателям таких популярных моделей, как «Форд–Фокус» или «Хонда–Цивик», нужно запастись терпением: «оседлать» свою мечту они смогут не раньше чем через 9 месяцев. Так же не скоро вынуждены будут сесть за руль и покупатели более дорогих моделей. В первом полугодии объем продаж новых иномарок в России вырос в среднем на 50 процентов, при этом спрос значительно опережает предложение. Продавцы не в силах обслужить всех клиентов, потому что заводы–производители не ожидали подобного бума и не могут резко увеличить поставки своей продукции. Кроме того, ощущается нехватка автопоездов для ввоза автомобилей, а российский завод «Форд» во Всеволожске на месяц остановил свой конвейер. Естественно, такое положение оказалось на руку некоторым предприимчивым ловкачам, которые сейчас предлагают особо страждущим выгодное место в очереди за 500 — 1.000 долларов.

Специалисты считают, что причинами ажиотажа на автомобильном рынке стали ощутимый скачок вверх личного благосостояния россиян и... неподъемные цены на жилье. Мол, люди, осознавая, что купить квартиру в ближайшее время им не «светит», стараются сделать свою жизнь более комфортной с помощью нового авто. И теперь эксперты предполагают, что 2006 год побьет все рекорды продаж заморских легковушек в России.

А как на этом фоне выглядит ситуация на белорусском рынке новых иномарок?

Представители всех автодилерских компаний, с которыми мне удалось побеседовать, практически единодушно подтвердили тот факт, что и в нашей стране продажи иностранных автомобилей в этом году увеличились. Этому способствовало несколько факторов. Во–первых, так же как и в России, выросли доходы людей. Конечно, не до такой степени, чтобы безболезненно для семейного бюджета любой мог сразу выложить несколько десятков тысяч долларов за новинку автопрома. Но приобрести машину в кредит многие уже не боятся, считая, что их зарплата вполне позволяет ежемесячно выплачивать долг. Тем более что сейчас некоторые банки стали предлагать более привлекательные условия кредитования: сумма обязательного первого взноса снизилась с 30 до 10 процентов от стоимости автомобиля, уменьшились процентные ставки по кредиту, упростилась процедура его получения и т.д.

Во–вторых, свое положительное влияние на рынок оказало решение, благодаря которому были выравнены ставки таможенных пошлин для физических и юридических лиц при ввозе автомобилей из–за границы.

Вместе с тем грандиозной нехватки машин, от которой страдают российские автосалоны, у нас не наблюдается и в помине.

— Особых проблем с продажами мы сейчас не испытываем, — признается Виктор Комаровский, заместитель директора СП ООО «Фелокт–сервис», занимающегося реализацией в Беларуси автомобилей «Шкода». — Хотя, случается, не всегда успеваем завозить автомобили. Это связано с тем, что летом вводится ограничение на перемещение по дорогам тяжелых грузовиков, поэтому автовозы вынуждены двигаться только в ночное время. Но даже если бы произошел некий форс–мажор с автопоездами, выход все равно нашелся бы — в конце концов, легковые автомобили можно доставлять и железной дорогой.

Что касается динамики продаж, она выросла в два раза — то есть за полугодие мы продали больше машин, чем за весь прошлый год. При этом очередей как таковых у нас нет. Только в том случае, если клиент хочет машину с определенными опциями, ее приходится заказывать на заводе и ждать в среднем полтора–два месяца. А так, в принципе, если конкретная модель есть в наличии на складе и она устраивает клиента, ее покупка и оформление займут максимум пару часов.

Другое дело, что возможности самого производителя ограничены. Допустим, на все модели «Шкоды» существуют определенные квоты для каждого дилера. Если квота выбрана, заказы автоматически сдвигаются на следующий месяц. У завода, изготавливающего «Шкоду», сейчас так вырос объем продаж, что он просто не успевает удовлетворить запросы всех желающих. Но лично мы боремся за свой рынок и добиваемся увеличения этих самых квот.

Так же оптимистично оценивает состояние отечественного авторынка и начальник отдела продаж компании «Юнион Моторс» — официального дилера завода «Форд» в Беларуси — Евгений Зайцев:

— Очередей на покупку новых машин у нас нет. Если автомобиль реализуется под заказ, срок его исполнения не превышает 3 месяцев. Конечно, есть ключевые модели, пользующиеся повышенным спросом, на которые ограничиваются квоты. Это, например, «Форд–Фьюжн». Принять на него заказ можно будет только осенью: тогда эта модель будет доступна любому желающему. Вообще, по сравнению с прошлым годом объем продаж у нас увеличился где–то на 30 процентов. Наверное, в том числе и благодаря тому, что сейчас гораздо более охотно, чем в прошлые годы, новые машины приобретаются в кредит...

А вот Сергей Хорольский, брэнд–менеджер компании «Холпи авто», торгующей популярными марками «Мазда» и «Киа», о тенденциях автомобильного «спроса–предложения» в нашей стране высказывается осторожнее:

— Я думаю, что уровень продаж новых автомобилей достаточно стабилен и глобально на него не повлияло ни совершенствование кредитных линий и банковских услуг, ни изменившееся таможенное законодательство. Тем не менее в запланированных пределах рынок все–таки растет — где–то от 8 до 10 процентов в год. В основном за счет того, что новые машины чаще стали покупать юридические лица.

Что касается перспектив, я думаю, что и в ближайшее время у автодилеров вряд ли резко увеличатся доходы. И ажиотажа, подобного российскому, нам опасаться нечего.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter