Какие перспективы для сбыта открывает нашим предприятиям развитие электронной торговли?

Полный UBER

Как-то в нашей стране с высокими технологиями не все однозначно. Одни их хвалят, возвышают, мечтают, что когда-нибудь в Беларуси появится если не Apple, то хотя бы какое-нибудь приложение международного масштаба. Подобное Uber, просочившееся на все континенты. Вроде бы ничего необычного, но его компания-создатель вышла на капитализацию свыше 60 млрд долларов. 


А какие перспективы для сбыта открывает нашим предприятиям развитие электронной торговли. Их замечательную продукцию можно было бы реализовывать по всему свету… Благо умных людей хватает: вон программисты из Парка высоких технологий обслуживают ведущие транснациональные корпорации. Но, увы, в Минске пока пишут только программные коды, штаб-квартиры дорогих корпораций новой волны расположены далеко от нашей столицы, а экономические пространства родной страны осваивают чужие IT-продукты. Они, конечно, делают жизнь веселее и удобнее, но при этом выкачивают из страны прибыль и валюту, которых самим не хватает. 

Страна уже давно настроилась на формирование высокотехнологичного сектора. В перспективе он должен стать главным донором ВВП, когда предприятия старой формации отойдут в прошлое. Но воплощение в реальность масштабных виртуальных фантазий IT-компаниями не всегда вызывает шквал аплодисментов. Так интернет-торговля получила громкий предупредительный звоночек: ограничения по беспошлинному перемещению товаров через границу сводит к минимуму значение торговых интернет-площадок. По крайней мере, заграничных. Мера целесообразная и адекватная. Свой рынок и производителей надо защищать – так делают все уважающие себя страны. 

От китайских виртуальных гипермаркетов в дрожь бросает производителей массовых товаров во многих государствах. Но там не спят в шапку и стараются аналогичным способом продвинуть свою продукцию за рубежом. Исходя из принципа, что небольшие ручейки почтовых посылок способны превратиться в полноводный дополнительный канал экспорта. И ожидания у многих уже оправдываются. Почему наши предприятия выпадают из тренда нового времени? Ладно, реальный сектор отличается слабым инновационным стремлением, особенно в области маркетинга и продвижения своей продукции. Не говоря уже про освоение с этой целью интернет-пространства. Но где наши знаменитые IT-компании? А стартаперы? Ведь eBay и Alibaba создали программисты, а промышленники у них в клиентах значатся. На белорусских конференциях-семинарах только и звучат сладкие речи о будущем е-коммерции. Мол, поколение селфи живет в своем смарфоне. И шопинг совершает, не меряя ногами километры по торговым центрам, а щелкая по кнопкам компьютерных гаджетов. Тренд роста е-коммерции известен, но белорусские участники рынка пока игнорируют эту реальность. Даже на внутреннем рынке: доля продаж через интернет значительно отстает от средних показателей соседних государств. 

Почему же не используют великолепную возможность, которую предоставляет интернет? Почему не осваивают этот канал сбыта и продвижения товаров? Почему нет белорусских национальных гипермаркетов для зарубежных покупателей? Если наша продукция заинтересует ничтожную долю процента мировых интернет-пользователей, производственных мощностей не хватит, чтобы спрос удовлетворить. 

Увы, как-то упорно не получается у нашей продвинутой IT-технологии что-то создать для собственных нужд. Возможно, чего-то не хватает? Желания и расторопности вроде бы не занимать. Умудрились же наши программисты пробиться на западные рынки, обслуживают крупные корпорации. Значит, дело не только в инертности бизнеса. И объективные проблемы есть. Они неоднократно озвучивались: законодательство не очень дружелюбно к отечественным агрегаторам. Тем более если они работают на зарубежные рынки. У е-коммерции есть своя специфика, которая не укладывается в наши особенности валютного и налогового законодательства. Оно вроде бы ничего и не запрещает, но делает систему слишком громоздкой и неудобной, чтобы она работала и была благоприятна для далеких и неизвестных пользователей, которых создатели интернет-площадки и продавцы и в глаза-то никогда не увидят. Возможно, государству пора вплотную заняться этой проблемой. И сигнал политической воли этого направления был дан Президентом в послании Парламенту: необходимо, чтобы IT-индустрия являлась подпоркой для реального сектора. Иначе не обоснуется на родной земле Alibaba или Uber. Нет, красивые приложения в недрах ПВТ появляются, но свой финансовый расцвет переживают в зарубежных офисах, оставляя в стране происхождения только центр разработки, но не аккумуляции прибыли. Это лучше, чем ничего, но не очень перспективно. Учитывая стремительно рвущийся к цифре мир…

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter