Источник: Знамя юности
Знамя юности

А сколько это будет стоить? В новом выпуске «Нихао-блога» обсуждаем тему торговли

Полный шопинг

В новом выпуске «Нихао-блога» обсуждаем с нашими героями тему торговли. Отличаются ли магазины в Беларуси и Китае и как обстоят дела с сервисом? 

Коллаж Татьяны ГОРБАЧ, «ЗН»

Беларусь: с заботой о покупателях

Чжоу Кайчен – студент Белорусского государственного университета физической культуры. В Беларуси живет три года. За это время молодой человек немало часов провел в магазинах и торговых центрах. Дело в том, что спортсмен много внимания уделяет питанию. Поэтому внимательно подходит к выбору продуктов. 

Чжоу приехал в Минск из Пекина. Сначала думал обосноваться в Украине, но, попутешествовав по стране, решил, что в Беларуси будет безопаснее. В Минске его удивил размер торговых центров: 

– Я из Пекина. У нас торговые центры очень большие. Там всегда шумно, много людей, не протолкнуться. 

По словам китайца, в минских магазинах в отличие от китайских практически не встретишь подделок. И это его очень привлекает. А еще, рассказывает студент, продавцы всегда обращают внимание на акции, подсказывая, где можно сэкономить. Это удивительно. Вместо того, чтобы заработать больше, белорусские продавцы заботятся о покупателях. 

– В Китае мы все оплачиваем с помощью телефонов. Здесь у меня карта. Кстати, обслуживание в белорусских банках в разы более оперативное, чем в китайских, – говорит Чжоу Кайчен. 

Когда студент скучает по родине, он отправляется за покупками на Комаровский рынок: 

– Люблю там бывать. Всегда можно найти китайские продукты. Особенно большой выбор соусов. Там также дешевое и вкусное мясо, говядина. Я, как спортсмен, разбираюсь в этом. В Китае много добавок в мясе. В Беларуси же оно чистое. 

А еще в Беларуси дешевле и лучше по качеству обувь и пальто, рассказывает Чжоу Кайчен: 

– На мне сейчас верхняя одежда, которую я купил здесь. Пальто очень качественное, мне также нравится его дизайн. В Китае я бы не купил вещи такого качества за такие деньги. 

Единственное, по чему скучает молодой человек, – это дешевые морепродукты. Говорит, в Беларуси они в десятки раз дороже. В целом, отмечает студент, белорусские магазины не отличаются от китайских. Здесь такой же большой выбор на любой вкус и цвет, всего достаточно. 

Китай: все онлайн

В Китае в магазинах почти не используют пластиковые карточки. В торговых центрах просто не встретишь терминалы. 

– Для оплаты товаров есть несколько приложений. Все аккаунты привязаны к паспорту, к банковскому счету. Это одна из причин, почему иностранцы часто не могут зарегистрироваться в этих программах, – рассказывает белорус, востоковед Никита Савков. 

Терминалы если и есть, то только в ресторанах. 

– Поэтому сейчас наблюдается возврат к наличным. Туристам проще рассчитаться наличкой. Кстати, в Китае существует правило, что в магазинах и кафе не имеют права отказывать принимать наличные. 

Никита говорит, что на всех юанях изображен Мао Цзэдун. Один юань состоит из 10 мао. Одна монета – это один мао. Они редко используются при расчете, но оказываются полезными, если необходимо оплатить что-то в автомате. 

Как и в Беларуси, в Китае набирает популярность бесконтактная оплата товара. Покупатель может воспользоваться кассой самообслуживания. Либо, в случае необходимости, подойти на обычную кассу. 

– Первый раз я увидел такое четыре года назад в Пекине. В маленьком магазине взял товар и не понял, как расплачиваться. В результате проблему решали три менеджера. А ведь эти технологии должны быть интуитивно понятны. Но сейчас таких проблем почти нет, – рассказывает востоковед. 

По его словам, в Китае есть магазины для разного класса достатка: 

– В Шанхае сфера потребления достигла своего пика. Есть обычные маленькие магазинчики, есть побольше, есть супермаркеты – как китайские, так и иностранные. Там больше импортных товаров. В китайских больше риса и так далее. Но сейчас супермаркеты переживают не лучшие времена, потому что они занимают большие площади. И их постепенно закрывают в центрах крупных городов. К примеру, в Шанхае. Может, это политика такая, а может, дела идут не очень. 

Львиную долю рынка забирает доставка: 

– Для этого есть несколько крупных операторов. Ими активно пользуются. 

Но если нужны действительно свежие продукты, обращает внимание белорус, то лучше идти на рынок. Они есть в каждом районе города. 

Еще одна особенность Китая, о которой знает весь мир, – рынки подделок. 

– В Шанхае есть станция метро. И местные, если кому-то нужны реплики, отправляются туда. Но сейчас ситуация в стране изменилась. По новому законодательству за контрафактом стали следить внимательнее. 

Еще одна особенность китайских магазинов – агрессивный маркетинг. В некоторых из них нельзя, к примеру, купить товар, если ты перед этим не установишь специальное скидочное приложение.

isaenok@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter