В минской гимназии № 23 сенсорная комната открылась накануне этого учебного года, рассказывает заместитель директора по учебной работе Надежда Савицкая:
– Мы с коллегами давно заметили, что перед любым важным событием (контрольной, олимпиадой, выступлением на сцене) дети стремятся уединиться, чтобы успокоиться и настроиться на нужный лад. Но найти в гимназии тихий уголок непросто. Поэтому такой кабинет был нам очень нужен.
Сенсорные комнаты условно делятся на «светлые» и «темные». Первые предназначены для активного отдыха: в них обычно ставят сухие бассейны, стеллажи с игрушками и настолками. У «темных» другая миссия: они созданы для уединения и релаксации. В гимназии № 23 остановились на втором варианте. Надежда Николаевна объясняет:
– Мы рассудили, что возможность побегать и поиграть у детей есть и так, поэтому решили сделать упор на отдыхе и восстановлении. Кроме того, хотелось, чтобы в сенсорную комнату не стеснялись приходить не только малыши, но и старшеклассники: ребятам, которые готовятся к ЦТ и поступлению в вуз, психологическая разгрузка нужна едва ли не больше всех.
С начала учебного года сенсорная комната никогда не пустует. Прибегают малыши, приходят старшеклассники, которые порой честно просят: «Разрешите немножко у вас подремать». А во время «форточки» заглядывают и учителя.
– У нас есть несколько правил, – перечисляет педагог-психолог Светлана Каменчук. – Не шуметь, оставлять за дверями телефоны и разуваться – не столько для чистоты, сколько для отдыха: когда ты в обуви, расслабиться тяжелее. А еще не приходить большими компаниями: стараемся запускать внутрь не больше четырех человек одновременно.
Педагог-психолог Светлана Каменчук разработала специальные релаксационные программы
Светлана Александровна разработала для кабинета релаксационные программы – подобрала упражнения для разных возрастов, которые позволяют быстро снять напряжение:
– Самое простое – сделать десять глубоких вдохов и выдохов. Хорошо снимает стресс упражнение «лимончики». Я предлагаю детям изо всех сил сжать кулаки, представляя, что они выжимают из фруктов сок, а затем раскрыть пальцы, чтобы «выбросить» кожуру, – получается классическое упражнение по принципу «напряжение – расслабление». Еще гимназисты любят поиграть в «сосульки» – поднять руки вверх и представлять, что это ледышки, которые медленно тают на солнце. В результате руки опускаются, мышцы расслабляются – и ученик, который еще недавно был взвинченным и встревоженным, уходит успокоенным.
Пятиклассница Полина Карчмит – завсегдатай сенсорной комнаты:
Любимый «аттракцион» Полины Карчмит – зеркальный коридор бесконечности
– У меня даже есть любимое место – синее кресло-груша: с него открывается отличный вид на коридор бесконечности. Часто провожу здесь всю перемену – очень помогает отдохнуть и собраться с мыслями.
Несколько раз в неделю заглядывает сюда и десятиклассница Елизавета Анисенко:
– Обычно захожу или до контрольной, чтобы подзарядить внутреннюю батарейку, или уже после, чтобы унять волнение по поводу того, все ли я сделала правильно и какую отметку в итоге получу. Что хотелось бы добавить? Возможно, столик с «быстрыми» настолками вроде «Свинтуса» и UNO, в которые можно сыграть за перемену.
Елизавета Анисенко заглядывает в сенсорную комнату перед каждой контрольной
Сенсорную комнату продолжат обновлять. В ближайшее время в ней повесят пузырьковые панели – еще один популярный «девайс» для отдыха и релакса.
КОМПЕТЕНТНО
Ольга Смирнова, заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома:
Строгого регламента, что должно быть в такой комнате, нет: многое зависит от размеров выделенного помещения, от потребностей учащихся и творчества педагогов, от возможностей школы – технических и финансовых. Как правило, учебные заведения оборудуют сенсорные комнаты бескаркасной мебелью, шариковыми бассейнами. Многие создают зону уединения – место, где ученик мог бы побыть в одиночестве: например, ограждают часть комнаты свисающими тканевыми лентами или ставят домики-палатки, которые обычно так нравятся малышам.
Радует, что большинство школ и гимназий относятся к обустройству сенсорных комнат очень ответственно: изучают рекомендации психологов, тщательно подбирают наполнение. Многие стараются выдержать комнату в одном стиле. Например, в гимназии № 6 выбрали морскую тематику: на стенах нарисованы чайки, стоит аквариум, на большом экране транслируется видео набегающих волн и плавающих рыб, под потолком легко парят облака. На стене также висит карта, по которой можно «попутешествовать» с помощью магнитного кораблика – это не только расслабляет, но и позволяет выучить названия континентов и стран.
krupenkova@sb.by