Полный перекрой.

Как белорусы экономят на покупке обновок

Как белорусы экономят на покупке обновок и почему юго запад ателье получило такую популярность.

Цены на зимние кожаные сапоги перевалили за миллион, столько же на рынке просят за зимнюю куртку. Не каждый может позволить себе купить и то и другое одновременно. Поэтому экономные белорусы открыли свои шкафы, пересмотрели свой гардероб и потянулись в мастерские по ремонту обуви и одежды.

Хорошо забытое старое

В швейном ателье гродненского ОАО “Силуэт” в середине дня оживленно. По наблюдениям приемщиц, в этот сезон клиентов, которые желают сшить вещь по индивидуальному заказу, хоть и не намного, но стало меньше. Зато заметно больше тех, кто, пересмотрев свои ношеные вещи, принес их в ремонт, чтобы не тратиться на новую дорогостоящую покупку.
Мастера обувного ателье также подтвердили выводы журналиста: отремонтировать старую обувь  сегодня  выгоднее, чем покупать новую.
— Если цена на зимние сапожки уже перевалила за миллион, это не значит, что вы стопроцентно купите качественную обувь, даже в модном бутике, а тем более на рынке,  — делится опытом одна из сотрудниц Татьяна. — Набойки часто слетают моментально, ломаются непрочные супинаторы. Поэтому, если еще есть возможность продлить жизнь ношеной обуви за гораздо меньшую цену, люди несут ее в ремонт.

Новая дубленка за 600 тысяч

В Докшицком районе теперь заметно чаще ремонтируют обувь и одежду, но особенно популярен у клиентов ремонт мебели. Специалисты отмечают, что количество заказов  по сравнению с прошлым годом возросло процентов на 50. Многие понимают: если пока с покупкой нового дивана приходится повременить, то можно перетянуть и подремонтировать старый, и он своим хозяевам еще сможет послужить не один год.
В Минске, по нашим наблюдениям и рассказам работников, ателье и мастерские не ломятся от наплыва клиентов. В мастерские по ремонту обуви их поток, как всегда, не иссякает, но очереди небольшие, заказы принимают “сегодня—на завтра”, а если потребуется, то могут выполнить и срочно.
Правда, в некоторых швейных ателье отмечают, что вместо того, чтобы шить новые вещи, минчане стали чаще обращаться с просьбой перешить старые. Кто-то хочет перешить вполне добротное пальто, фасон которого выдает его приличный “возраст”, другие — дубленку или шубу. К примеру, полностью перекроить дубленку можно за 600 тысяч рублей. А почистить и покрасить в химчистке — в среднем за 250 тысяч.

Кто меньше?

Отправляясь в ремонтную мастерскую, следует помнить, что сейчас каждая из них устанавливает цены самостоятельно, в зависимости от себестоимости выполненных работ. Поэтому расценки могут отличаться в разы, особенно в столице.
— Чтобы ушить юбку, я обратилась в ближайшее ателье около дома, и там согласились это сделать за 120 тысяч рублей, — поделилась с “НГ” своим поучительным опытом минчанка Ирина. — Такого я не ожидала, это же дороже, чем стоит сама юбка. Сперва была мысль, что, вероятно, сейчас везде такие сумасшедшие цены, но хорошо, что не поленилась обзвонить несколько ателье. Оказалось, эта работа в других местах стоит в три раза дешевле.
Заметив такую разбежку в ценах, клиенты вполне объяснимо предпочитают обращаться туда, где дешевле. К примеру, в швейном ателье гродненского ОАО “Силуэт” цены сравнительно низкие. И сотрудники считают, что благодаря этому сейчас у них наблюдается наплыв заказчиков.
— Если у нас, к примеру, замена молнии в куртке в среднем обойдется в 25—30 тысяч рублей, то в частных ателье эта услуга подорожала уже практически вдвое,  — рассказывает приемщица этого ателье Людмила.
— В этом году резко увеличились цены на материалы, электроэнергию, соответственно, и мы были вынуждены поднять стоимость услуг, — говорит главный экономист Докшицкого КУП БО “Бытовик” Светлана Пахомова. — В среднем на 50 процентов, а по некоторым видам услуг на 60. Но, устанавливая свои цены, мы исходим из себестоимости работ, а также ориентируемся на то, какие цены сложились в среднем по области и у наших конкурентов — частных предпринимателей. Но выше их не поднимаем, ведь нашими услугами пользуются сельские жители.

Неравный быт

Конечно, в отличие от городских жителей, у которых на каждом шагу по мастерской, сельским жителям даже для того, чтобы хотя бы подклеить сапог, нужно затратить гораздо больше усилий и времени. В том же Докшицком районе около 270 деревень, но комплексно-приемные пункты есть только в 13 самых крупных из них и еще в городском поселке Бегомль. Там местным жителям могут прямо на месте отремонтировать что-нибудь из одежды: как правило, все приемщицы КПП владеют необходимыми для этого умениями. Остальные виды ремонта производят только в Доме быта в Докшицах, куда доставляются все заказы с района. На их выполнение у мастеров обычно уходит не более недели.
Частники не очень-то стремятся на село, ведь на сельчанах много не заработаешь. Зато в городах минимальные социальные стандарты по многим услугам превышены в несколько раз. К примеру, в Орше мастерских по ремонту обуви в два раза больше, чем того требует социальный стандарт, а в Барановичах — в пять раз.
Правда, специалисты отмечают, что в Минске и областных центрах точки бытовых услуг распределяются неравномерно: в новых жилых микрорайонах их недостаточно, а в старой застройке, наоборот, много. Поэтому в планах при строительстве новых микрорайонов сразу возводить мини-дома быта, где жители-новоселы могли бы получить сразу все самые необходимые бытовые услуги.

Стоимость работ по обновлению одежды и обуви, руб.

 

 Минск

 областной
город

 районный
центр

 Замена "молнии" в обуви (со стоимостью "молнии")

 от 20 тысяч

 от 15 тысяч

 от 13 тысяч

 Штопка протертых джинсов

 от 15—20 тысяч

от 15 тысяч

 от 14 тысяч

 Замена подкладки в зимней куртке (без учета стоимости ткани)

 от 75 тысяч

 от 65 тысяч

 от 80 тысяч

“НГ” спросила

А вы довольны качеством и ценами на бытовые услуги?

Ирина ОРЕХОВА, заведующая по хозяйственной части, Минск:
— Не устраивает ни то, ни другое. Скажем, недавно нужно было поменять молнию в осенних сапогах. Первый раз в мастерской ее пришили неровно, пришлось с ними ругаться и заставлять перешивать. А набойку меняла — мастера наотрез отказались ставить ту, которая шла к новым туфлям в комплекте. Убеждали меня, что они не хотят брать на себя ответственность за чужой материал. А в другой мастерской честно признались, что им это просто невыгодно.

Татьяна АСТРОВСКАЯ, учительница младших классов, Гродно:
— Я сама шью и вяжу, поэтому укоротить рукава или перешить пальто могу запросто. Вот недавно нашла вязаное платье, которое лет пять не носила, потому что сильно похудела. Тогда было лень им заниматься, а теперь наконец-то придумала, что можно с ним сделать. Ведь пряжа тоже подорожала, дешевле старую вещь распустить и что-то по- новому связать. В мастерские ношу только обувь, а они у нас в городе есть на каждом углу.

Галина, бухгалтер, Быховский район:
— У меня сын учится в Могилеве, и если надо какую-то вещь, например, почистить или отремонтировать, то, бывает, я прошу его сдать в мастерскую или сама отвожу, когда его навещаю. Цены сейчас везде растут, но в большом городе мастерских больше, чем у нас в районе, так что если поискать, то можно найти услуги подешевле. Да и заказ они быстрее выполняют.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter