Полный бренд

ЕЭП не простит белорусам небрежности в защите товарных знаков

Белорусские предприятия могут столкнуться со сложностями при выходе на внешние рынки, если не будут соблюдать условия регистрации своих товарных знаков

Формирование Единого экономического пространства несет в себе немало новшеств, о которых еще недавно мало кто из белорусских предприятий задумывался. В частности, речь идет о необходимости защиты товарных знаков, которые до недавнего времени «варились» на внутреннем белорусском рынке. Когда рынки сбыта стали шире и продавать товары стало проще, у многих производителей появился соблазн попасть в розничные сети России или Казахстана. Но вот незадача — выясняется, что для того, чтобы покорять сердца потребителей, товарный знак обязательно нужно зарегистрировать не только в своей стране, но и там, где торгуешь. В противном случае нарушение закона об интеллектуальной собственности грозит неприятностями.

Именная лихорадка

Может наблюдаться и обратная ситуация: белорусские товары, весьма популярные на рынках соседей, ушлые местные предприниматели уже понемногу начинают подделывать. В российских СМИ то и дело проскакивают новости о накрытых партиях совсем небелорусской косметики, нижнего белья, творожных сырков или сгущенного молока, которые выглядели точь-в-точь как наша национальная гордость. Претензии в данном случае уместны, но, как выясняют наши производители в ходе разбирательств, предъявлять их можно только в том случае, если тылы надежно прикрыты. В Национальном центре интеллектуальной собственности в ответ на обращения бизнеса нередко вынуждены просто разводить руками: белорусские предприниматели до того момента, пока их права не начинают ущемляться, ровным счетом ничего не делают для того, чтобы так не происходило. Чтобы защитить свою продукцию от посягательств нечистых на руку дельцов, нужно, как минимум, закрепить товарный знак по принятой системе.

«Законодательство Беларуси позволяет любому отечественному субъекту осуществлять охрану своего товарного знака как внутри страны, так и за рубежом, — напоминает заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям (ГКНТ) Александр Жигулич. — Исходя из маркетинговой стратегии, организация должна зарегистрировать свои товарные знаки в странах предполагаемых рынков сбыта продукции. Проще говоря, прежде чем выходить на новый рынок, защитите свою интеллектуальную собственность. Только в этом случае владелец для защиты вправе обращаться в национальные таможенные, правоохранительные органы, в суд». Специалист подчеркивает: проводимая в последние годы работа способствовала повышению эффективности использования интеллектуальной собственности в научно-технической, торгово-промышленной деятельности и, в частности, росту активности белорусских субъектов в охране товарных знаков как на территории нашей страны, так и за рубежом. По сравнению с 2005 годом количество охраняемых в Беларуси национальными субъектами товарных знаков возросло почти в 2 раза. В 2011 году таковых насчитывалось 15 797. За это же время шестикратно увеличилось количество заявок, поданных белорусскими субъектами на регистрацию товарных знаков в Российской Федерации (до 339), а количество заявок на охрану товарных знаков за рубежом, поданных белорусскими субъектами по международной процедуре, и вовсе выросло в 8 раз. Таковых насчитывалось 208. Всего, по последним данным, на территории Беларуси получены патентные свидетельства более чем на 100 тыс. товарных знаков, из которых порядка 84 тыс. принадлежат нерезидентам и только немногим более 14 тыс. — субъектам хозяйствования нашей страны.

Работа по охране товарных знаков в странах Таможенного союза уже ведется, и, как поясняет Александр Жигулич, защита прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии с национальным законодательством той страны, где эти права нарушены. «В Беларуси, как и в других странах Таможенного союза, предусмотрена досудебная и судебная формы защиты нарушенных прав на объекты интеллектуальной собственности, что позволяет заинтересованным субъектам, как свидетельствует практика, обеспечивать защиту своей интеллектуальной собственности», — поясняет он. При этом специалист приводит пример: за период функционирования государственной системы интеллектуальной собственности апелляционным советом при патентном органе и судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда было рассмотрено более 500 споров, связанных с охраной и защитой интеллектуальной собственности. В этих спорах принимали участие субъекты из более чем 40 стран мира, причем наиболее активно защищали свои права представители Германии и России.

Запатентовать «на троих»

На данный момент три страны Таможенного союза (ТС) имеют разные системы защиты товарных знаков. Они отличаются прежде всего по срокам регистрации. К примеру, в Беларуси «застолбить» имя товара можно за 2,5—3 года, в России — за 1—2 года, а в Казахстане в ускоренном режиме всю процедуру можно осуществить за 4—6 месяцев. Недавно три государства подписали международные соглашения об общих принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, призванные унифицировать законодательство в этой сфере. «Вопрос сокращения сроков включен в приоритетные направления Стратегии развития защиты интеллектуальной собственности на 2012—2015 годы, и нами рассмотрен механизм по оптимизации числа сотрудников с тем, чтобы сократить сроки регистрации до двух — двух с половиной лет», — пообещал Александр Жигулич. Стратегией также предусмотрено формирование Государственного патентного фонда Беларуси и обеспечение его функционирования в электронном виде. При ведущих научных институтах и центрах, а также учреждениях образования будут создаваться организации и структурные подразделения по охране и использованию объектов интеллектуальной собственности. Дополнительные стимулы появятся и для развития системы коллективного управления имущественными правами.

Кстати, белорусские производители совсем не обязательно должны проходить процедуру регистрации на родине — нередко они регистрируются по Мадридской системе в Международном бюро интеллектуальной собственности. В этом случае при подаче одной заявки предусматривается охрана марки одновременно в 83 странах мира, в том числе и в государствах ЕЭП. Хотя, как признает заместитель генерального директора Национального центра интеллектуальной собственности Денис Недведский, белорусские производители, особенно с большим количеством разноименных торговых марок, в целях экономии времени и средств редко регистрируют свои бренды в Международном бюро, предпочитая местные патентные органы. «Если мы сосредотачиваемся на регистрации товарных знаков только в рамках ТС, забывая о других странах, то мы можем иметь большие проблемы, — предупреждает он. — В данном случае важен тут не столько объем поставок, сколько сам факт экспорта, и если возникнут вопросы относительно интеллектуальной собственности даже при поставке, к примеру, небольшой партии колбасы в Польшу или Германию, производителя могут ждать большие неприятности».

Аленкины слезки

После введения унификации на территории Таможенного союза производителей ожидает масса проблем, связанных с появлением одноименных торговых марок. И как будут «мириться» владельцы идентичных брендов — сказать пока сложно. С помощью действующего законодательства в сфере интеллектуальной и промышленной собственности (которое, кстати, унифицировано в государствах ТС) сделать это невозможно, так же, как и посредством межгосударственных соглашений в рамках Таможенного союза. Кстати, такие примеры уже есть.

В свое время кондитерские компании были вынуждены придумывать разные названия для одних и тех же конфет для каждого участника Таможенного союза. Причина — дальновидность предпринимателей из этих стран, которые успевают застолбить раскрученные еще в советские годы торговые марки у себя на родине. Пока определено, что продукты под советскими брендами невыездные и могут продаваться лишь у себя на родине. Хотя специалисты не исключают, что производители будут регистрировать совершенно новые бренды, похожие по созвучию на «Аленок» и «Мишек на Севере», но по сути таковыми не являющимися.

Как отмечают в Национальном центре интеллектуальной собственности, регистрация товарного знака действительна в течение 10 лет. Причем срок ее действия, по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, может быть продлен каждый раз на десять лет вперед. Примечательно, что союзы, ассоциации и другие объединения юридических лиц имеют возможность регистрировать коллективные товарные знаки, права на использование которых не могут быть переданы другим лицам. Кстати, стоит «удовольствие» сущие копейки — всего четыре базовые величины. После 1 апреля эта сумма составляет всего Br 400 тыс., что за десятилетие спокойного существования совсем немного. В случае, если производитель пожелает зарегистрировать свою торговую марку в соответствии с Мадридским соглашением путем подачи заявления в бюро Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности — ВОИС, то ценник будет несколько большим. Так, регистрация торговой марки во всех странах Европейского союза стоит € 1700, а оплата за каждый класс торговой марки согласно Международной классификации товаров и услуг обойдется в € 175.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter