Полное захламление

Ремонтные мастерские забиты невостребованной техникой

Склады мастерских бытовой техники трещат по швам из-за вещей, которые хозяева не забирают годами

Хранятся здесь не только телевизоры, ноутбуки, магнитофоны, которые дожидаются аудиенции с мастером. Часть этой аппаратуры хозяева просто не забирают. О том, как такое возможно и что для белорусов чаще всего оказывается ненужным, мы узнали, побывав в минских мастерских.

Позабыт, позаброшен…

Сервисный центр на Короля, 26. Вместе с директором Игорем Верниковским проходим в помещение, куда складируют сданную в ремонт технику. На стеллажах — телевизоры, DVD, телефоны. На каждом аппарате квиток, где написано, когда эта вещь сюда поступила. Вот тут и начинается самое интересное. Телевизор прописался здесь только в этом году, видеомагнитофон — в 2007-м, музыкальный центр — в 2004-м.

— Это еще что, — улыбается Игорь Вячеславович, указывая на стеллаж. — Вон нижняя полка с телефонами, «забытыми» в 2000-м.

Коллекцию «ненужной» техники здесь «собирают» с 1997 года, когда сервис переехал в новое здание. Сколько аппаратов скопилось за это время, никто не считал, но специально под них отвели две комнаты.

— Когда человек сдает технику в ремонт, мы отправляем ее на диагностику нашим инженерам, — объясняет собеседник. — Потом они связываются с клиентом, чтобы согласовать детали для замены. Если аппарат не подлежит ремонту, просят его забрать.

Во второй раз до мастерской доходят далеко не все. Кого-то пугает стоимость осмотра аппарата мастером, кому-то лень идти. Казалось бы, такая ситуация мастерским только на руку: «ненужную» технику можно забрать себе. Но не тут-то было. Согласно правилам бытового обслуживания потребителей, пока у человека есть квиток, подтверждающий сдачу техники в ремонт, он может потребовать ее обратно.

— Иногда мы звоним и просим: не нужно платить, только заберите свой телевизор, — рассказывает директор. — Но приходят не более трех процентов клиентов. Я понимаю, забрать миксер — одно, большой телевизор — другое. Тут нужно такси вызывать. Но мы успокаиваем людей: не понадобится вам машина, мусорка у нас рядом.

Так техника собирается.

В полном забытьи

— У аппаратуры есть свои периоды накопления, — поясняет Игорь Верниковский. — Связаны они со сменой поколений техники. Например, с видеомагнитофонов люди переходят на DVD.

Выделяют и еще один вид клиентов-«забывак». Они сдают технику в мастерскую, изначально зная: забирать ее не будут. Такой вот бесплатный способ утилизации ненужной аппаратуры.

Подходим к телевизорам, где на квитках, кроме «2007 год», «2008 год», стоит жирная печать: готово.

— Отремонтированную технику тоже не забирают. Но это где-то в 30 процентах случаев, — продолжает собеседник. — Причем не только физические лица, но и организации. Им «не нужны» мониторы, факсы и принтеры. «Забывают» даже аппаратуру на гарантии.

Горечи в и без того несладкую бочку мастерского меда подливают и иногородние «забывчивые» клиенты.

— У тех, кто живет далеко, желания приехать за техникой еще меньше, — улыбается Игорь Вячеславович. — У нас были два клиента из Бреста, мы по телефону продиктовали им заявление-отказ, и они выслали нам его по факсу. 

«Мой монитор? А я уже себе новый купил»

Но неужели музыкальный центр или, например, радиотелефон в какой-то миг может показаться ненужным? Все-таки вещь недешевая. Мы решили спросить об этом у «забывчивых» клиентов мастерских и позвонили им.

— Мне сказали, что DVD не подлежит ремонту, — ответил мужчина на том конце провода, добро которого хранится в мастерской с 2009 года. — Я за ним не пойду. Дарю вам.

На наши объяснения, мол, пока у него квиток, выбросить в мастерской его технику не могут, мужчина недовольно пробурчал: «Ладно, диктуйте адрес, приеду». Ответы других клиентов — их техника здесь с 2010-го и 2011-го — похожи: «Потерял квиток», «Нет у меня времени ездить за неисправным радиотелефоном», «Мой монитор, который еще на гарантии? А я уже себе новый купил».

В общем, из семи человек только два сказали, что подъедут за техникой.

Выходит, с людьми договориться непросто. Тогда одно спасение, прописанное в правилах бытового обслуживания: открыть расчетный счет, продать технику и разделить деньги с клиентом.

— Расчетный счет мы не всегда можем открыть, — поясняет Николай Гончарик, главный инженер ЗАО «Белтехносервис». — Во-первых, для этого нам нужны фамилия, имя, отчество человека. А их люди не всегда охотно называют: были у нас и Ивановы Петры Сидоровичи, и просто Пети.

К тому же реализовать 80 процентов техники невозможно: она устарела. Например, когда приносили телевизор, он стоил 300 долларов, а теперь — 20. А деталь, которую в нем заменили, — 50. А то, что не подлежит ремонту, кто купит?

— Хотелось бы, чтобы установили какой-то срок, например полгода, после которого мы, уведомив человека, отправляли бы аппаратуру на утилизацию, а потом предоставляли клиенту счет, — предлагает Николай Александрович. — Или в течение года техника, которую не забрали, отходила к мастерским. А то тех, кто вспоминает о своем добре через пару лет, хватает. Как-то женщина пришла за мясорубкой, которую оставила четыре года назад. Оказалось, у ее сестры сломалась точно такая же, и они из двух решили собрать одну. Пришлось все перерыть, чтобы найти забытую когда-то вещь.

«Беда» не приходит к одним

В мастерской «Импорт-Сервис» на Кирова та же беда.

— Наша мастерская работает с 1955 года. Представьте, сколько за это время всего накопилось, — рассказывает Николай Занкевич, директор «Импорт-Сервиса». — То, что уже очень много лет не забирают, мы выбрасываем. Но случается, люди возвращаются за техникой. Как-то пришел через три года мужчина и потребовал свой приемник. Долгое отсутствие объяснил просто: «Сидел».

В общем, «накапливая» все больше телевизоров и телефонов, работники мастерских по ремонту техники надеются на изменения в законе. Но в Министерстве торговли их утешить нечем.

— По нормам Гражданского кодекса, а также Правил бытового обслуживания потребителей через два месяца после письменного предупреждения потребителя исполнитель может продать невостребованную вещь, — поясняет ситуацию Антонина Полякова, заместитель начальника Управления бытового обслуживания населения — начальник отдела организации бытовых услуг Министерства торговли. — Вырученную сумму, за вычетом причитающихся исполнителю платежей, внести в депозит нотариуса или суда, уплатив государственную пошлину. Сегодня сумма госпошлины за данную нотариальную услугу — две базовые величины.

Срок оказания бытовой услуги и письменное предупреждение потребителя должны быть документально подтверждены.

Кроме того, исполнитель может вместо продажи невостребованной вещи взыскать с заказчика причиненные убытки.

Для мастерских проблема оказалась неразрешимой: закон на стороне потребителей. В таком случае остается обратиться к «забывчивым» клиентам. Спросите у знакомых или в Интернете, может, кому-то нужен ваш отремонтированный монитор, который еще даже на гарантии. Не заставляйте мастеров ежедневно перепрыгивать или обходить теле-, видео-, телефонопреграды. Они и так в хорошей физической форме.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter