Полководцы и поэты, джунгли и музеи

Книжный навигатор
Леанiд Несцярчук. Андрэй Тадэвуш Банавентура Касцюшка. Вяртанне героя на радзiму. ААТ «Брэсцкая друкарня», 2006.

Личность легендарного полководца и нашего земляка Тадеуша Костюшко в последнее время популярна у исследователей и литераторов — так и хочется добавить: «Наконец–то!» Недавно о нем написал роман белорусский писатель Егор Конев. И вот теперь — иллюстрированное научно–популярное издание происхождением из Бреста...

В книге много разделов. Вначале по главам описывается жизненный путь Костюшко, причем с великолепными иллюстрациями. Отдельным разделом — возлюбленные героя. Еще один раздел, рассказывающий о нем как о художнике, инженере, композиторе. Памятные места — от белорусского Косово до швейцарского Салатурна. Исторические личности — от Станислава Августа Понятовского до Александра I. Музеи, памятники и фонды, города, горы и мосты имени Костюшко... Наконец, летопись жизни и солидная библиография. Настоящая энциклопедия эпохи. Еще достоинство: текст, несмотря на определение «научно–популярный», читается легко, а так обычно и получается, если автор по–настоящему увлечен героем, который выглядит отнюдь не плакатно. Мужественный в бою, сентиментальный и ранимый в сердечных делах, удачливый полководец и фатально неудачливый карьерист, личный друг королей и личный враг же... Тюрьмы и дворцы, президенты и индейские вожди, балы и бивуаки... Вряд ли достойно не знать столь колоритную личность.

Питер Кэри. Моя жизнь как фальшивка. Эксмо, Москва, 2005.

Наверное, мне просто не повезло. Кэри — дважды лауреат «Букера», что кроме него удалось, кажется, только Кутзее. Критики пишут о его ироничной манере, проникнутой «австралийским духом». А мне выпало знакомиться с автором сим по книге, которую называют «хорошо сколоченным текстом, прикидывающимся интеллектуальным боевиком». Читается вроде легко, но с середины, признаюсь, еле заставила себя не отложить том, поскольку уже было ясно, как пустой стакан, что все кончится не просто плохо, а очень–очень плохо, с извращениями и экзотическим садизмом. Ирония там если и есть, то какая–то злобная. Сюжет «искалечен с классики», а именно с «Франкенштейна».

Молодая редакторша с лесбийскими наклонностями (лауреат «Букера» просто не имеет права не отдать дань модной теме!) втравливается в расследование поэтической мистификации. Некий Чабб, скучный литературный неудачник, придумывает неистового гения Маккоркла, интеллектуала из низов, пишет от его имени сумасшедшие стихи, которые, будучи опубликованными, ввергают чопорное общество в шок... И тут появляется упомянутый Маккоркл во всей своей реальности и требует места под солнцем... Кэри не жалеет красок: поэтический франкенштейн — монстр, безнаказанно уничтожающий всех, кто причастен к его появлению на свет и не желает давать ему там места. Бедный Чабб! И не любит его никто, жалкий он и злобный, бомжем стал, спился, и дочь у него украл и воспитал в недрах Малайзии франкенштейн — в дикости и ненависти к настоящему отцу. И смерть он принимает лютую. В общем, полная безнадега. Можно сколько угодно искать под «зубодробительным сюжетом» философскую подоплеку — художник и толпа, искусство и жизнь, — но как–то не хочется...

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter