«Встречи со студентами и учащимися колледжей проходят эффективно. Мы стараемся держать фокус внимания на интересе молодежи. Говорим столько, сколько просит аудитория. Это общение без ограничений. Ведь «Зачетный разговор» — это не для оценки. Зачетный — значит классный».
Второкурсница факультета международных отношений Александра Горбатова пришла, чтобы узнать, меняется ли доля вовлеченности белорусской молодежи в политическую жизнь. Сама она стала сознательно повышать свою грамотность после событий 2020-го. Некоторые ее ровесники, поддавшись эмоциональному порыву, выходили на улицы, о чем впоследствии пожалели. Девушка тогда училась в 11-м классе и была сосредоточена на логарифмических уравнениях, чтобы поступить в вуз. В противоречивых потоках информации в интернете, признается, терялась, поэтому предпочла абстрагироваться от происходящего.
— Когда на первом курсе я стала изучать политологию, многое для себя прояснила, — говорит Александра. — Теперь как будущий специалист в сфере таможенного дела стараюсь максимально просвещаться: подписана на телеграм-канал Молодежного парламента, вхожу в студенческий совет...
Вадим Гигин привел данные исследований. Примерно 66 процентов белорусского общества аполитично. Доля молодежи предположительно такая же с небольшими колебаниями. Но на выборы молодежь ходит менее активно, чем пенсионеры. Потому что для самой энергичной части населения характерен бунтарский дух. В силу данной психологической особенности молодые люди с большей охотой поддержат движение против чего-либо, чем любое законопослушное действие.
— А нужно ли, на ваш взгляд, просвещать студентов в политическом устройстве? — спрашивает очередной активист из зала. — Должен ли я, например, разбираться в политических партиях?
Эксперт поясняет: уровень политической грамотности зависит от того, к какой категории принадлежит человек. Одно дело — если это обычный гражданин, которому достаточно осознанно реализовывать свое избирательное право на выборах, другое — если он преподаватель вуза или госслужащий и третье — если человек стремится стать профессиональным политиком.
— А чем отличается лидер от политика? — еще один вопрос аудитории.
— Лидер — более широкое понятие, — отвечает Вадим Гигин. — Он может быть и несведущим в политике. Политика — это борьба за власть с целью реализации своей программы. Вот вы хотите стать Президентом? — эксперт всколыхнул студенческое сообщество неожиданным посылом.
— Ну… — немного растерялся парень. — До сего момента не задумывался, а теперь может быть…
— Раз вы задали мне вопрос одним из первых, то вы уже лидер, — комментирует политолог. — А раз задумались о президентстве, то вы уже политик.
Микрофон продолжил «гулять» по залу. Увлеченно общались о роли ВКЛ в развитии белорусской государственности, почему бчб-символика не может претендовать на роль национальных символов, в чем главная особенность идеологии Беларуси и каковы козыри действующего Президента.
— Вот мы с вами сейчас обсуждаем политическую ситуацию в стране и мире, — совмещает теорию с практикой эксперт. — Потому что наше государство делает ставку на просвещение граждан, на образованных людей и на диалог с ними. И то, что представители государства идут к вам, студентам, чтобы узнать, чем вы дышите, — это тоже демократичность.
Никита Рачиловский, для которого встреча в рамках «Зачетного разговора» уже третья по счету, констатировал:
— Встречи со студентами и учащимися колледжей проходят эффективно. Мы стараемся держать фокус внимания на интересе молодежи. Говорим столько, сколько просит аудитория. Это общение без ограничений. Ведь «Зачетный разговор» — это не для оценки. Зачетный — значит классный.
kozlovskaya@sb.by